Жизнь махалли

2000 год вошел в историю как дата принятия Конституции Чувашской Республики. В этом году, 30 ноября, общественность отмечает 10-летие со дня принятия Основного закона республики. До ныне действующей Конституции Чувашия прошла три исторических этапа создания и развития конституционного акта – в 1926, 1937 и 1978 годах. Конституцию можно смело назвать зеркалом развития государства и современного гражданского общества. Она представляет собой универсальный законодательный акт, всесторонне регламентирующий многообразные общественные отношения. В Основном законе изложены принципы, порядок организации и деятельности государственных органов власти, закреплены порядок обеспечения прав и свобод гражданина, вопросы собственности, административно-территориального устройства и местного самоуправления. В ходе разработки Конституции депутаты Государственного Совета Чувашской Республики старались обеспечить ее максимальное соответствие Конституции Российской Федерации – были учтены все положения Основного закона Российской Федерации. Стоит отметить, что за годы своего существования Конституция Чувашии всего четыре раза подверглась изменениям, в то время как в некоторых субъектах России поправки в основные законы вносились до тридцати и более раз. В связи с 10-летием Конституции Чувашской Республики парламентское издание решило побеседовать с теми людьми, кто активно участвовал в ее разработке. Наш сегодняшний собеседник – член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Совета общественных объединений Чувашской Республики, муфтий Альбир Крганов. – Альбир Рифкатович, кем вы работали в то время, когда вам пришлось включиться в работу над разработкой новой Конституции Чувашской Республики? – С мая 1994 года я возглавляю Духовное управление мусульман Чувашской Республики и являюсь муфтием. Как раз в том году началась активная работа над новой Конституцией Чувашской Республики. – Вы были членом Конституционной комиссии, созданной Указом Президента Чувашии Николаем Федоровым от 3 августа 1994 года. К 1 октября 1994 года комиссия уже должна была представить рабочий вариант Конституции. Удалось ли в такие сжатые сроки справиться с поставленной задачей? – Да, действительно, в числе представителей традиционных конфессий, а их у нас две – православные и мусульмане, я вошел в Конституционную комиссию. Сроки были поставлены сжатые, и потому работать пришлось усиленно. Помню, что были созданы подкомиссии, отвечающие по направлениям. Они привлекали к работе разных экспертов, а затем на комиссии высказывали мнения и отстаивали их. С какими-то из них комиссия соглашалась, с какими-то – нет. – Как шла работа над текстом Основного закона республики? На чем он основывался? С какими проблемами пришлось столкнуться? – Ориентиром служили базовые принципы и нормы Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года. Мы также основывались на опыте и наработках различных вариантов Конституции. Кроме того, изучали конституционное строительство других российских регионов, особенно имеющих статус республик. Определились со структурой основного документа республики, названий глав. В те времена в политической моде был парад суверенитетов, и некоторые горячие головы подстрекали общество к сепаратизму. Но, слава Богу, здравый смысл возобладал. В конечном итоге Конституция Чувашской Республики обошла эти вопросы и соответствовала федеральной Конституции. – Хотя в 1994 году уже был разработан вариант Конституции, приняли его только через несколько лет. С чем это было связано? – В те времена было много оппонентов, было разработано несколько вариантов проекта основного закона. Трудно было достигнуть соглашения. Поэтому принятие Конституции сильно затянулось. И к 1999 году Чувашия все еще оставалась одним из субъектом федерации с необновленной Конституцией. Тогда Президент Чувашии Николай Федоров, как председатель Конституционной комиссии, предпринял ряд настойчивых шагов по ускорению принятия Конституции Чувашской Республики. Было направлено письмо полномочного представителя Президента Российской Федерации в Чувашии Михаила Тимофеева Председателю Государственного Совета Чувашской Республики с просьбой ускорить работу по принятию Конституции республики. Так, в сентябре 2000 года судьба Конституции Чувашской Республики перешла в решающую фазу и была наконец принята. – Насколько активно шло обсуждение Основного закона в республике? – Обсуждение Основного закона было развернуто широко, в средствах массовой информации был опубликован текст Конституции. Люди активно присылали свои предложения и замечания. Отзывы суммировались и рассматривались в работе комиссии. Сегодня хочется сказать, что мы должны все уважать Конституцию и научиться жить по Конституции. – В настоящее время вы возглавляете Совет общественных объединений Чувашской Республики? Что подвигло вас обратить внимание на этот аспект политической жизни? – После моего избрания в Общественную палату Российской Федерации я обнаружил, что нет аналогичной структуры, как Общественная палата, в Чувашии, и нет координирующего общественного органа общественных организаций и объединений. Общественные объединения приняли решение создать Совет общественных объединений Чувашской Республики. Это решение не было указкой сверху, а инициативой самих организаций, как говорится, снизу. Совет общественных объединений Чувашской Республики создавался как промежуточное звено с последующей возможной реорганизацией в Общественную палату Чувашской Республики. По просьбе членов совета в переходном этапе, в начале ее создания, я согласился возглавить совет – коллеги по совету решили, что статус члена Общественной палаты Российской Федерации будет кстати. Я как член Общественной палаты Российской Федерации согласился взял на себя эту общественную нагрузку и считаю ее формой моей помощи. Мне как члену Общественной палаты России было полезно изучить ситуацию изнутри, понять работу институтов гражданского общества Чувашской Республики, их сотрудничество с органами власти и помочь объединиться здоровому крылу гражданского общества воедино. Мы поставили перед собой задачу – не политизировать совет, а научиться вести конструктивный диалог. Недавно на встрече с Президентом Чувашской Республики Михаилом Игнатьевым я высказал просьбу членов Совета общественных объединений Чувашской Республики о том, что обратная связь власти с представителями гражданского общества, с общественными объединениями должна быть более прочной и устойчивой. Надеюсь, мы нашли понимание Президента республики по вопросу создания Общественной палаты Чувашской Республики. В случае положительного решения вопроса считаю, что самое главное, чтобы в палату входили известные, уважаемые, квалифицированные и ответственные люди. Я прежде всего как духовное лицо не вижу себя в роли руководителя Общественной палаты, это будет неким вторжением в политику. Но как член Общественной палаты Российской Федерации и муфтий буду помогать в работе палаты. Надеюсь, ее возглавит достойный, авторитетный человек. – Что бы вы хотели пожелать людям, которые видят себя в политике, баллотируются на различные выборные должности? – Хотел бы пожелать будущим политикам ответственного и нравственного подхода к своим обязанностям. Надо всегда помнить об ответственности перед народом, который сделал выбор в пользу определенного кандидата. Стоит соизмерять каждый свой шаг, чтобы не стыдно было перед избирателями, стараться приносить пользу народу. Газета Республика №42 от 20.10.10-Олег ИВАНОВ.

Сегодня в Батыревском районе стартовали VII Межрегиональные Шыгырданские чтения. Традиционно участники конференции рассматривают просветительские и социокультурные вопросы. На этот раз основное внимание было уделено культурным, религиозным и правовым традициям Волжской Булгарии в жизни современной России.


Автор:
 Джаннат Сергей Маркус В Москве создан чуть ли не первый в мире феномен «асфальтового намаза»  Прогноз Равиля Гайнутдина не оправдалсяВ последнее время поднялся ажиотаж вокруг строительства мечетей в Москве. Обычно рядом со словом «ажиотаж» ставят определение «нездоровый». Но в столице государства, где каждый седьмой гражданин - мусульманин, до сих пор по праздникам люди расстилают молитвенные коврики то на снегу, то на асфальте, а самый мягкий вариант – на газонах. Значит, не журналистский шум – «нездоровый», а нездоровая сама ситуация. Но, по прошествии некоторого времени, стало понятно, что этот «здоровый» ажиотаж искусственно раздувают. Кто и зачем? И как это так «случайно» совпало со сменой мэра Москвы? Начнём разбираться.Текстильщики – полигон для разрыва единой ткани? Вспомним вкратце хронологию последних событий. В московском спальном районе Текстильщики некие лица, именующие себя «православными активистами», как бы от лица РПЦ МП, организовали протест местных жителей против выделения префектурой ЮВАО земли под строительство мечети. Затем в дискуссию активно вступили мусульманские деятели из Совета муфтиев России, среди которых немало авторитетных фигур. В ходе дискуссий ими ставится вопрос о необходимости строительства в Москве 150-200 мечетей. Неужели «православные активисты» не просчитали подобной ответной реакции? Или они для того всё это и затеяли?Кто перекрывает «дорогу к храму»? 
Но вот парадокс наших дней, о чём впору сказать: ни в сказке сказать, ни пером описать… Такая ответная реакция СМР была бы абсолютно понятной, если бы не одно обстоятельство. В прессе уже давно муссируется информация, что власти Москвы в своё время (и неоднократно!) выделяли участки СМР для строительства мечетей, но по каким-то непонятным причинам они так и не были построены. Протокольно чётко зафиксировал историю нереализованных в Москве проектов историк исламской общины Москвы, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов в отдельной статье энциклопедического словаря «Ислам в Москве» издательского дома «Медина». Это не эмоциональная журналистика, а сухая фактура для будущих историков. Суть такова: возможности были, проекты предлагались, но… в течение всего времени с развала СССР так и не воплотились в жизнь. Почему? Необъяснимо. Разве что снова призвать дух Булгакова, объяснившего, что «москвичей испортил квартирный вопрос». Но почему все иные конфессии именно в период демократического развития, при новых современных законах о свободе совести смогли и вернуть большую часть прежней собственности, и построить много нового? Мы совершенно искренне и серьёзно констатируем: никогда в истории Государства российского у мусульман не было таких прав, как начиная с 1991 года. Значит, причины надо искать не в «исламофобии законодателей» – а в конкретных деяниях конкретных лиц. Тем более, что в те же годы в Уфе и Казани, в Махачкале и Грозном (да и в менее крупных городах России) поднялись с нуля огромные, достойные и по вместимости, и по престижности соборные мечети. Почему, спрашивается, там это стало возможным, а в Москве, где мусульман явно не меньше в количественном отношении, где несравнимо больше денег и у городских властей, и в частном секторе – это было невозможно? Итак, вопрос: кто? Ответ, кажется, всем очевиден: градоправитель Лужков плюс его исключительный партнёр, взявшийся представлять всех мусульман страны. Мэр теперь волею Президента оставил свой пост – и Москва ждёт перемен. А мусульмане?

Депутат волгоградской областной думы Роланд Херианов обратился к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину с предложением приравнять служителей "традиционных" конфессий к государственным служащим.  По мнению депутата, священники в последнее время чувствуют себя стесненными в средствах, пожертвования не покрывают текущих расходов, поэтому православным священникам, имамам и раввинам следует платить зарплату из государственных средств, а также установить льготы на тарифы ЖКХ.  В настоящее время, полагает депутат, "получается, что люди, выбравшие в своей жизни путь служения Богу, несения окружающим высоких идеалов добра и внимания к ближним, становятся заложниками решения финансовых вопросов, вызывая среди прихожан стойкие мифы о корыстном духовенстве".  В местной епархии РПЦ к предложению снизить тарифы на услуги ЖКХ для культовых учреждений отнеслись с энтузиазмом, отмечает "Независимая газета".В настоящее время по российским законам церковь отделена от государства, которое, согласно конституции, является светским. Несмотря на это с 1 февраля 2010 года в вооруженных силах РФ должны были начать работать военные священники, оклад которых планировался в размере 20-25 тысяч рублей.Официальной реакции Кремля, правительства РФ и руководства РПЦ на предложение Херианова пока не поступало.  IslamRF.Ru

Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и турецкий Центр исламских исследований намерены совместно издать Российскую исламскую энциклопедию.  «Российская исламская энциклопедия, ориентировочно в четырех томах, будет включать статьи, касающиеся истории, современного состояния и развития ислама в Российской Федерации, деятельности российских мусульманских организаций и исламских вузов», — сообщили корреспонденту «Интерфакс-Религия» в фонде.  Предварительно планируемый тираж энциклопедии — 5 тыс. экземпляров, оценочная стоимость проекта — миллион долларов. Финансирование будет распределено между Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и Центром исламских исследований в равных пропорциях, отметил собеседник агентства.  Основой для издания станет 43-томная Большая исламская энциклопедия, которая в свою очередь будет издана в Турции при поддержке Центра исламских исследований. Как ожидается, работа по выпуску Российской исламской энциклопедии будет проведена в два этапа общей протяженностью в три года. На первом этапе будет осуществлена доработка, дополнение и перевод имеющихся статей на русский язык, а на втором — непосредственно печать данного издания.  Представители Центра исламских исследований уже провели предварительные консультации о возможности участия в проекте с редакцией Большой российской энциклопедии, руководством Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Института востоковедения РАН и Института стран Азии и Африки.

Эр-Рияд. 18 октября. ИНТЕРФАКС - Власти Саудовской Аравии разрешили провести первый в этой стране конкурс красоты для девочек. Местом его проведения стал священный город Мекка, пишет электронная саудовская газета "Аль-Марсад".Более тысячи человек пришли на конкурс, чтобы увидеть коронацию маленькой "принцессы".В присутствии многочисленных журналистов и фотографов четыре девочки из более чем 800 участниц получили награды в трех номинациях: победительница была объявлена "Маленькой королевой красоты-2010", а три другие получили аналогичные титулы, но с приставками - первой, второй и третьей степени. Как отмечает издание, подобный конкурс проводился в Мекке впервые за всю историю королевства, где до сих пор запрещено совместное обучение лиц противоположного пола, женщинам не разрешается водить автомобиль и выходить на улицу, не надев абаю, а мужчинам и женщинам, не состоящим в близком родстве, запрещено находиться в непосредственной близости друг от друга в общественных местах - даже в супермаркетах практикуются отдельные очереди для мужчин и женщин.

Сегодня в Минкультуры Чувашии состоялась деловая встреча министра культуры республики Розы Лизаковой с членом Общественной палаты Российской Федерации, директором Московского бюро по правам человека, правозащитником Александром Бродом. Во встрече также приняли участие Председатель Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики, первый заместитель Верховного муфтия России, член Общественной палаты Российской Федерации, Председатель Совета общественных объединений Чувашской Республики Альбир-хазрат Крганов и руководитель Регионального общественного объединения «Гражданская инициатива» Николай Косыев. Участники мероприятия обсудили вопросы взаимодействия Общественной палаты Российской Федерации и Минкультуры Чувашии. Роза Лизакова рассказала об опыте работы Министерства по сотрудничеству с национально-культурными объединениями и религиозными организациями республики в сфере сохранения этнической самобытности и развития национальной культуры народов, проживающих в Чувашии, формирования духовно-нравственных ценностей гражданина и общества, а также средствами массовой информации различных форм собственности. Александр Брод остановился на актуальных вопросах деятельности Общественной палаты России, Комитета по делам национальностей, акцентировал внимание на важность сохранения межнационального и межконфессионального согласия в стране.

Сергей Собянин не понаслышке знаком с проблемами Москвы и ее жителей. "Я не первый год живу в Москве, хорошо знаю беды и проблемы города. Здесь действительно очень много сделано за последние годы, но в тоже время есть серьезные вопросы, которые требуют незамедлительного решения", - сказал он в пятницу на встрече с Дмитрием Медведевым.
К числе таких вопросов, по мнению Сергея Собянина, относятся: улучшение социальной защиты населения, решение транспортной проблемы, вопросы интеграции в федеральные программы, совместная работа с федеральными органами власти, борьба с коррупцией. 
В ходе встречи президент России сообщил, что кандидатура Собянина будет представлена им в Мосгордуму для наделения полномочиями мэра Москвы.

Более 29 млн рублей выделил Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования на реализацию важных общественно-значимых проектов в сфере развития исламской культуры, науки и образования, пропаганды веротерпимости и межрелигиозной гармонии, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Как сообщает официальный сайт фонда, важным направлением в работе организации является финансовая поддержка исламских СМИ, издания исламской литературы, проведения общественно значимых мероприятий, реализации культурных, научных и гуманитарных проектов духовных управлений мусульман, исламских учебных заведений и российских общественных организаций.  «В рамках этого направления была оказана благотворительная помощь 30 исламским средствам массовой информации (журналам, газетам и электронным изданиям). При этом в первую очередь поддержаны наиболее активные и многочисленные молодежные редакционные коллективы», - подчеркнули в пресс-службе.  Фонд содействовал проведению 25 конференций, научно-практических семинаров, круглых столов (в основном в молодежной и научной среде), пяти молодежных конкурсов и студенческих олимпиад, четырех летних молодежных лагерей отдыха. Поддержал подготовку и выпуск 26 различных непериодических изданий (словарей, учебников, учебных пособий, книг, тематических сборников), направленных на профилактику экстремизма, духовное и нравственное воспитание молодежи, разъяснение миролюбивого характера исламского вероучения. Кроме этого, в текущем году четыре исламских учебных заведения получили гранты на формирование собственных библиотек, а три муфтията - на приобретение минитипографий.  В целом, за четырехлетний период существования Фонда общая сумма выделенных на эти цели средств составила не менее 100 млн. рублей.

Сегодня стартовала перепись населения 2010 года. Через два года будут объявлены окончательные, официальные данные по переписи 2010 года. Традиционные конфессии России поддерживают эту необходимую акцию. В переписном листе как и ранее нет графы о принадлежности к религии. Хотя религиозные организации тоже хотели  знать отношение россиян к религии, по итогам  которых можно было  бы сделать свои выводы. Наконец все официально узнали бы, например сколько в Москве проживают мусульмане, или сколько в Казани проживают христиан, сколько в Санкт Петербурге Иудеев. А то  Совет Муфтиев говорит в Москве два миллиона мусульман  а другие 400 тысяч человек. Разные организации называют свои данные а точности нет. Росстат отвечает что, не было обращения религиозных организаций о включении данного вопроса в список. Возможно в предстоящей переписи эта графа и появится.  Перепись это не только инвентаризация материального состояния  но и анализ социального положения нашего общества, которая поможет всем представить более четкую картину жизни Россиян говорят представители  конфессий. За №1 по месту своего проживания принял участие в переписи муфтий Альбир хазрат Крганов, он  ответил на стандартные вопросы. Семья муфтия восемь человек родители, брат, супруга и трое детей., образование высшее светское и духовное. В графу номер семь о его национальности Альбир хазрата вписали татаром. Альбир хазрат призвал мусульман активно принять участие в переписи и рассказал переписчикам о нормах ислама по которым без разрешения хозяев нельзя входить в дом  и что хозяйка если она одна дома не имеет права впускать в дом мужчину не родственника, даже сантехника.  "Большинство переписчиков у нас женщины -это оказывается правильное решение"- сказала куратор по переписи Светлана Ивановна. 

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.