Жизнь махалли

Фундаментальный труд о жизни и миссии пророка Мухаммада удостоен премии, которую учредил Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Первого июня в Москве в торжественной обстановке прошла церемония награждения руководителя авторского коллектива Тауфика Ибрагима и президента Научно-издательского центра "Ладомир" Юрия Михайлова, осуществившего издание данного произведения. 

ПРОГРАММА II Всероссийского сельского Сабантуя в селе Шыгырдан Батыревского района Чувашской Республики 19 июня 2011 года 9.00 – 11.00-Встреча гостей 
11.00 – 12.00 -Торжественное открытие II Всероссийского сельского Сабантуя. Театрализованный пролог. Приветствия почетных гостей. Место проведения: главная сцена майдана 
12.00 – 16.00-Концертная программа профессиональных и самодеятельных творческих коллективов Республики Татарстан и Чувашской Республики. Место проведения: главная сцена майдана 
12.00 – 16.00-Концерт коллективов народного творчества Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и муниципальных районов Чувашской Республики. Место проведения: концертная сцена майдана 
12.00 – 13.30 -Конные соревнования. Место проведения: ипподром 
12.00 – 16.00-Спортивно-развлекательные игры и состязания. Место проведения: тематические площадки 
12.00 – 16.00 -Состязание по национальной татарской борьбе «Кэрэш». Место проведения: борцовская площадка 
13.00 – 18.00-Танцевально-развлекательная программа. Место проведения: танцевальная площадка майдана 
16.30 – 17.00-Подведение итогов и закрытие II Всероссийского сельского Сабантуя. Передача эстафеты Всероссийского сельского Сабантуя. Место проведения: главная сцена майдана 
В рамках II Всероссийского сельского Сабантуя проводятся: - выставка-продажа сувениров и изделий декоративно-прикладного творчества; - выставка-продажа продукции предприятий Чувашской Республики и Республики Татарстан

В Москве прошла встреча лидеров молодежных татарских организаций столичного округа федерации. Муфтий Москвы, первый заместитель председателя Центрального Духовного управления мусульман России, член ОП РФ Альбир Крганов дал четко понять, что на новой должности (он был назначен муфтием Москвы от ЦДУМ в конце прошлого года) намерен тесно сотрудничать с активом татарской молодежи.
Отрадно заметить, что встреча целиком и полностью прошла на татарском языке. Если в предыдущие годы большинство участников подобных мероприятий высказывали свои мнения на русском, то в этот раз 100% выступлений прозвучали на языке Тукая. Крганов, в свою очередь, заявил, что его очень беспокоит исчезновение системы махалля, благодаря которой татары Москвы смогли сохранить свою национальную идентичность. "150 лет примерно тому назад наши предки смогли договориться с городскими властями и построить первую в городе мечеть. Они были грамотными дипломатами. Нам есть у кого учиться. Нашу религию, наши религиозные традиции донесли до нас наши деды. А вот сможем ли мы достойно продолжить их дело – это зависит только от вас.”
Если раньше в московских мечетях большинство прихожан были татары, то сейчас основную массу составляют выходцы с Кавказа и среднеазиатских республик. "Естетственно мы ничего против трудовой миграции иметь не можем, – заявил Крганов. – Но татары-башкиры с тысячелетней своей историей также не хотят плясать под их курай. Это татары смогли построить с русскими продуктивный диалог таким образом, что многомиллионная мусульманская умма стала частью российского общества, и, наверное, многим есть, чему у нас поучиться”. 
Инструментом возвращения татар в московские мечети участники встречи выбрали культурные мероприятия. Причем, не с участием каких-нибудь "звезд” татарской эстрады или гостей из Казани. Собравшиеся сошлись во мнении, что местная молодежь должна сама разрабатывать проекты, реализовывать их, вовлекая в процесс как можно больше молодых татар. Ежегодно через Общественную палату РФ выделяются многомиллионные гранты. При палате работает Многонациональный клуб, однако татары до сих пор не заявили о себе, тогда как, например, Кавказские молодежные организации активно используют все инструменты. Здесь есть чему научится у наших братьев с Кавказа.
Крганов также высказался о смысле существования системы Духовных управлений мусульман. "Татары располагают уникальным менеджерским опытом. Управлению по делам религии Турции – от силы более 70 лет. Похожая структура в Саудовской Аравии появилась с 1926 года. Татары же на протяжении 220 лет координировали свою религиозную жизнь через аппарат Духовного управления мусульман, ДУМЕС-ЦДУМ который контролировал 14700 мечетей по всей стране и тысячи мектебе и медресе. Нам еще стоит более подробно изучить этот огромный опыт”. 

31 мая 2011 года, Малый Татарский переулок, д. 8 – Дом Асадуллаева. Сегодня, как и было заявлено ранее, в известном здании татарского культурного центра Москвы состоялась презентация «Московского Муфтията ЦДУМ России». По приглашению Московского Муфтията обрадовать татар Москвы приехал фольклорный- эстрадный ансамбль «Мишар» в количестве более 40 участников. Двухчасовой концерт удивил Московского зрителя. Ансамблю недавно исполнилось 25 лет, и ровно столько им руководит известный заслуженный деятель культуры Чувашской Республики и Республики Татарстан Фарит Абдуллович Гибатдинов. Ансамбль «Мишар» завоевал известность не только в России, но за рубежом. Приглашения в адрес ансамбля принять участие в международных фестивалях и ее участие в некоторых из них, яркое тому доказательство. В рамках концерта шакирды медресе показали зрителям поучительные сценки. Перед началом концерта состоялась презентация первого номера газеты, в будущем возможно и журнала «Махалля» и сайта ДУМ МЦР. Муфтий Москвы и Центрального региона Альбир хазрат Крганов, назначенный председателем ЦДУМ России и избранный учредительной конференцией ДУМ Москвы и Центрального региона выступая перед полным залом татарской аудитории, еще раз подтвердил курс Муфтията направленного в первую очередь на работу с мусульманами татарами и башкирами. Изначально ЦДУМ России как говорится духовно окормляло татаро -башкирскую паству, джамагат. Мы будем заниматься и привлекать и других наших братьев и сестер, мы не делим мусульман, но в первую очередь нам нужно объединить татаро-башкирскую общину, она разобщена… – говорят в Муфтияте. Видимо именно потому была и выбрана скромная площадка татарского культурного центра а не фешенебельная гостиница.  - «Появление в столице «Московского Муфтията Центрального Духовного Управления Мусульман России» не новшество, всегда на протяжении всего существования ЦДУМ России мусульманские организации Москвы входили в ее состав, более того Имам-Хатыб Московской соборной мечети Мухамметзян хазрат в свое время, временно в течении года, исполнял обязанности председателя ДУМЕС- ЦДУМ. Обратите внимание, Московский Имам посвятив год своей жизни, председательствуя в ДУМЕС сохранил единство мусульман. Создание Муфтията лишь как организационная единица не самоцель, волнующая всех мусульман столицы вопрос, нехватка мечетей в Москве, привлечение молодежи к религии. Вы знаете по известным причинам выделенные шесть лет назад земельные участки мусульмане не смогли использовать. Наша задача, опираясь на двухсотлетней опыт работы ЦДУМ, постараться решить эту задачу, стать надежным партнером государства и традиционных конфессий столицы. Противопоставляя мусульман против последних нельзя добиться позитивных результатов, думаю, наверное не сразу, но благодаря вашим молитва нам удастся решить поставленные задачи. Верховный Муфтий, Председатель ЦДУМ России обратился с соответствующими просьбами в адрес руководства страны и столицы, мы получили положительный ответ, будем работать дальше» - сказал Муфтий Альбир хазрат Крганов.  Первый заместитель Верховного Муфтия, Муфтий ХМАО Тахир хазрат Саматов отметил что, - «Исполняя высокое поручение Верховного Муфтия, Председателя ЦДУМ России Талгат хазрат Таджутдина и Президиума ЦДУМ России приветствую всех вас Ас-Саламом и прошу вас оказать помощь Муфтию Москвы и Центрального региона Альбир хазрат Крганову в исполнении его духовных и религиозных обязанностей по управлению мусульманскими организациями. Президиум ЦДУМ России предложил его кандидатуру, как молодого и активного религиозного деятеля для утверждения в сане Муфтия Москвы и Центрального региона Верховному Муфтию, и он был утвержден единогласно. Мы свидетельствуем о его благополучной деятельности на посту председателя ДУМ Чувашской Республики, где ему удалось вместе с имамами и мусульманами построить более сорока мечетей, открыть подготовительный курс РИУ ЦДУМ России, медресе «Гулистан», выстроить эффективный диалог с органами власти и традиционными конфессиями. Чувашская Республика предложила его кандидатуру в Общественную Палату РФ. Мы надеемся, что помощь Всевышнего, его навыки приобретенные в Чувашии, ваши молитвы помогут Муфтию Альбир хазрату в осуществлении его полномочий. Мы просим его объединить нашу молодежь вокруг татарских общин». На мероприятии приняли участие представители татарской интеллигенции, имамы Московских мечетей, СМИ и молодежных организаций г. Москвы и Подмосковья. Муфтий Альбир хазрат Крганов вручил Имаму Исмагиль хазрату Велитову передать Благодарственную грамоту Муфтия Рашиту Жаббаровичу Баязитову, Президенту благотворительного Фонда развития татарского духовного наследия «Хиляль» за активное участие в деле строительства мечетей по России и духовно- нравственного воспитания молодежи. После официальной части мероприятий Муфтий Альбир хазрат встретился с руководителями и членами молодежных организаций татар г.Москвы и Подмосковья. Встречу Муфтия с молодежью вел руководитель Татарского молодежного форума при Всемирном Конгрессе Татар Табриз эфенде. Встреча состоялась очень живой и полезной, стороны договорились проводить подобные встрече раз в квартал. Рафис Джамдихан.

28 мая в городе Ульяновске состоялась встреча с мусульманами региона и чествование Муфтия, хаджи Савбен хазрата Сулейманова с 70-летним юбилеем. Поздравить своего Муфтия приехали представители мусульманских приходов области, Верховный Муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат хазрат Таджутдин, Муфтии Альбир Крганов, Фанус Салимгареев, Адельша Юнкин, Имам Талиб Яруллин, Губернатор Ульяновской Области С.И.Морозов, Председатель законодательного собрания Б.И.Зотов, представитель «Фонда поддержки Исламской культуры, науки и образования» Олег Владимирович. Муфтий С.Сулейманов на протяжении 9- ти лет возглавляет Региональное Духовное Управление Мусульман Ульяновской Области. В составе РДУМ УО действуют более 110 мусульманских приходов. При РДУМ УО работает медресе «Биляр», ежегодно в Кулаткинском районе проводится межрегиональная конференция «Хансавяровские чтения», действует сайт ДУМ и издается газета «Ан- Нур». Муфтий С.Сулейманов является членом Общественного совета при УВД УО. У Савбен хазрат Сулейманова 5 детей ,8 внуков и 3 правнуков.

29 мая мусульмане Чувашии посетили старинное кладбище с.Карабай Шемурша -Новое Туруново. Мероприятие организовано Сугутским Мухтасибатом ДУМ ЧР в целях сохранения родной культуры и истории. Издревле  мусульмане тех краев с бережностью относятся к захоронению  "Ак таш". Чуваши села также относятся с уважением к мусульманскому кладбищу, берегут ее и чистят от сорняков. В кладбище сосхранены старинные эпитафии с арабской вязью. 

29 мая в зале библиотеки села Шыгырдан прошло очередное заседание "Общественного совета села Шыгырдан" и организационного комитета по проведению "Второго Всероссийского сельского Сабантуя-2011". В работе совета принял участие Муфтий А.Крганов и руководитель аппарата  ДУМ ЧР М.Хайбуллов. Оргкомитет и совет обсудили организационные вопросы проведения Сабантуя.   

29 мая 2011, 15:21 
Салех Камел впечатлен древним Булгаром 

Муфтий города Москвы и Центрального региона, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России Альбир Крганов, член ОП РФ дал интервью корреспонденту АзерТАдж Надыру Исмайлову. – На ваш взгляд, каковы самые существенные проблемы, с которыми сталкивается ислам в России? И что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы этих проблем стало меньше? – Такова жизнь – она была бы скучной, если бы не было проблем и их решений. Я работаю в системе Духовном управлении мусульман уже почти 20 лет. Одной из проблем я вижу то, что в исламе сегодня у нас очень мало руководителей среднего поколения. Наши почтенные учителя, будь-то Верховный муфтий Талгат-хазрат Таджутдин или другие уважаемые муфтии, учились в свое время в Бухаре и зарубежом, и полностью посвятили себя делу ислама. И есть сегодня проучившиеся в иностранных государствах молодые ребята, которые возвратились в Россию, очень энергичными, у них есть огромное желание работать, принести пользу делу веры. Но я знаю и по себе, что им не хватает той необходимой жизненной мудрости, которая есть у наших аксакалов, чтобы вести внятную просветительскую работу. Нельзя вести за собой верующих просто зная наизусть постулаты Священного Корана, сунны и хадисы. Надо еще уметь их правильно применять в каждодневных ситуациях, научиться принимать правильное решение, все адекватно понимать и правильно разъяснять. Конечно, есть и такая проблема, как незнание самими мусульманами основ ислама. И этим, к сожалению, пользуются многие радикалы. Идет некая охота за душами верующих людей, а их, мусульман, как вы знаете, в России миллионы. И если человек не знает элементарных вещей в религии, то его очень легко заманить в сети. Конечно же, должна активно идти работа по просвещению. Думаю, что новый проект по изучению в российских школах основ традиционных конфессий, в том числе ислама, который сегодня реализуется, поможет гражданам в таком многонациональном государстве как Россия, понять традиции других народов и традиции других религий. – В последние годы происходит усиливающееся сближение Российской Православной церкви и государства. Происходит ли такое сближение с государством у российских мусульман? – Это хорошо, когда у государства и религиозных конфессий есть общие точки соприкосновения, общие цели. Россия ведь складывалась изначально как духовное государство. Если оглянуться в прошлое, начиная еще с булгарских времен, именно из жителей православной Киевской Руси и мусульманской Булгарии, из сплава этих двух многонациональных государств и появилась Русь – наша общая родина. Я считаю, что и для православных, и для мусульман это хорошо. Так почему же мусульманским деятелям и представителям власти не решать вместе общие проблемы? Но, естественно, не должно быть и перегибов. Государство не должно вмешиваться в теологические- религиозные вопросы, потому что у каждой конфессии есть свои священные писания, свой вероустав. Также очень важно, чтобы и религия не вмешивалась в политику. Религия и ее лидеры должны оставаться вне политики. Да, нужно вести общую работу. И в Коране четко говорится, что мусульмане уважают, веруют и «подчиняются Всевышнему Творцу, Его пророку и власть придержавшим из вас». Мы это четко понимаем, и стараемся выстраивать нормальные отношения с органами власти. – Равноправны ли различные религии в России? – По конституции РФ, да. Фактически мы все живем в едином государстве, и это зависит от нас самих, в том числе от мусульман. Это зависит от того, насколько мы организованы, насколько мы можем ставить перед государством единые задачи. Нужно, чтобы мы могли говорить единым голосом. – Есть ли в России существенные разногласия между представителями различных направлений ислама, например, суннитами и шиитами? – Мы уже привыкли, что все время ищут различия внутри мусульманской общины, а сегодня надо искать именно точки сближения. Сунниты ли, шииты ли, или другие правовые школы, которые есть и в суннитском и в шиитском толке, главное, что мы – мусульмане. Мы мусульмане, мы признаем единство Творца, хотим попасть в Рай, спастись от Ада. Это – наши главные задачи. А как нам лучше понимать друг друга, вот здесь, конечно же, мы должны искать точки соприкосновения. Сегодня разные мусульманские деятели, и суннитские ученые и шиитские, в том числе, например, Аятулла Тасхири, проводят работу в этом направлении, они организуют мероприятия, конференции по сближению мазхабов, в том числе и суннитов с шиитами. В то же время эксперты подтверждают, что определенные силы стараются вбить клин между суннитами и шиитами. Например, нынешние потрясения в арабском мире. Эти события порой пытаются преподнести неким желанием шиитов захватить власть в арабских государствах. Но ведь у простых людей таких желаний никогда не было. Это действуют совсем другие силы, которые используют набожные чувства простых верующих людей. А наша задача, как религиозных деятелей, так и людей доброй воли, сделать так, чтобы верующих людей не ввязывали в подобные грязные игры. Мы должны уважать и почитать друг друга. В России нет проблем между мусульманами суннитами и шиитами. Конечно, в России больше суннитов, но мы очень уважительно относимся к нашим братьям шиитам. У нас добрые взаимоотношения, хорошие контакты. – Насколько часто сталкиваются мусульмане в России с проявлением религиозной нетерпимости, отсутствием толерантности (например, из-за большого скопления во время пятничных молитв, обрядов жертвоприношения во время Курбан-байрама или из-за громкого звука азана в мечетях)? – Здесь тоже нужно понимать, что это – вызовы сегодняшнего дня, и если мы с ними сталкиваемся, то должны их решать. Возможно, таких проблем не было раньше. Скажем, 50 лет назад вряд ли были такие микрофоны и громкоговорители в мечетях как сейчас. А сегодня технологии позволяют использовать такие громкоговорители, звук из которых будет слышен во всем городе. Но, фактически, суть-то в чем? Если у имама мечети недостаточно почтительное отношение к мнению окружающих, которые в большинстве не мусульмане, и он во всю силу включает свой микрофон, то это не правильно. Ведь мы знаем, что во времена пророка Мухаммада (с.г.в) азаном призывали к молитве, люди слышали и приходили в мечеть, в этом была суть. А сейчас нет такого, что как только услышали азан – и все побежали молиться, не было азана, ни кто не молится. Конечно, азан с минаретов должен быть. Но с компромиссом. С другой стороны, что касается пятничных служб, проповедей, намазов, то, конечно, молящиеся должны слышать вааз (наставления), и их права тоже нельзя ущемлять. Нужно находить подходы к этому вопросу, в эпоху современных технологий это не трудно сделать. Что касается намазов около мечетей, то в больших городах России эта проблема существует из-за того, что у нас недостаточное количество мечетей, и мусульмане в них не вмещаются. Но, с другой стороны, где в мире есть мечеть, которая вместила бы всех желающих? Для мусульман вся земля это обитель Божья, мечеть. Кроме кладбищ и бань. Построить мечеть на 70 000 человек – это действительно сложно. При этом нужно понимать, что, построив мечеть, потом еще и необходимо ее круглогодично содержать. Но находятся разные решения. Например, у нас есть районные имамы, которые знают, какие есть в этих районах возможности проведения праздничных намазов. Возможно их провести в школьных спортзалах, или в ФОКе. Имамы могут собирать там мусульман и проводить праздничные проповеди или службы во время Курбан-байрама, Рамазан-байрама. Мы призываем наших имамов, чтобы они понимали ситуацию, и адекватно реагировали. В целом география ислама в России расширяется. Раньше мусульмане даже из Москвы на большие праздники ехали к себе на родину, в деревни. А сейчас в большинстве остаются в городах. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге много мусульман, из СНГ или Кавказа, которые вполне успешно живут по-своему, стараясь культивировать свой образ жизни. Но ведь если где-то в горах можно взять барашка и зарезать, то здесь понятно, что когда ты в парке это делаешь, то пугаешь людей. Нужно просто знать, как себя вести, понимать, где ты. Здесь, конечно, большая ответственность ложится на плечи самих наших имамов, устазов, учителей- правильно все организовывать и объяснять. – Могли бы вы подробнее рассказать, какие возможности следовать традиции в повседневной жизни существуют в Москве (магазины халяль, специальные магазины одежды и т.д.)? – Такой мегаполис Москва очень интересна бизнесменам, в том числе и мусульманам. И, конечно же, потребность верующих людей в халяльной продукции решается. У нас продается халяльная продукция и при мечетях, есть и специализированные магазины. В России есть комитеты по стандартам халяль при муфтиятах, в целом вопрос более или менее решен. Хотя, наверно, можно было бы в больших городах создать более широкую сеть магазинов халяльной продукции. Ведь это не только мясо, пользоваться продукцией халяль – это образ жизни мусульманина, это может быть и одежда, и те же лекарства, и многое другое. – Хотелось бы попросить вас привести цифры: сколько мусульман, по данным Центрального духовного управления, проживает на сегодняшний день в России? – Мы не ведем специальный учет. Мы можем только использовать статистические данные, например, данные переписи населения в России. Цифры разные, на уровне руководства, например, говорят o 16-20 миллионах и даже больше. Неофициальные эксперты считают, что в России более 35 миллионов мусульман. В Москве и Московской области, по их же оценке, проживает почти 4 миллиона мусульман, из них, кстати, многие азербайджанцы. По некоторым данным, в России проживает где-то полтора – два миллиона азербайджанцев. Большое количество мусульман – это серьезный фактор, на который сегодня обращает внимание и государство, и мэрия города Москвы. Мы общаемся с департаментом межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями. Там есть полное понимание того, что нужно вести активную работу с национальными организациями, в том числе и мусульманскими, конечно. Президент Дмитрий Анатольевич Медведев говорил, что нужно помогать мусульманским народам Росси сохранить здесь свои национальные обычаи, традиции, культуру. В России функционируют национальные организации, Азербайджанский конгресс, например, организации узбеков, таджиков, Татарский всемирный конгресс, Ассамблея народов Кавказа. И мы, религиозные организации, стараемся помочь мигрантам в выстраивании диалога с органами власти и с местным населением. Понятно, что миграционная политика не должна быть в ущерб коренных жителей России, но мы понимаем также, что России нужны мигранты. И тут обе стороны должны относиться к ситуации с пониманием, уважать культуру друг друга, обычаи и традиции всех народов. А само государство должно помочь в том, чтобы у мигрантов были защищенные права и они могли бы себя здесь комфортно ощущать. – Сколько в Москве функционирует мечетей? Планируется ли строить новые? – В Москве у нас сегодня действуют четыре мечети. Конечно, их должно быть больше, потому что для миллионов мусульман это очень мало. И для Центрального Духовного Управления Мусульман России сегодня это вопрос номер один. Мы направили письмо руководству страны и мэрии, что необходимо построить еще несколько мечетей. Я вижу, что понимание вопроса есть. Есть проблема в том, что при плотной московской застройке найти подходящие земельные участки очень сложно, но они решаемы. – Вы посещали с визитом Азербайджан. Что вы можете сказать о положении религии и толерантности в нашей стране? – В первую очередь, хочу сказать, что у меня остались очень приятные впечатления от того, как нас принимали наши братья-мусульмане, от проведенных встреч. Азербайджан – очень красивая страна, приятный регион. У вас сохранилось много старинных зданий, сооружений, памятников культуры, памятников религии, и это говорит о почтенной истории и азербайджанского народа и региона в целом. У вас прекрасная природа, наверное, поэтому там живут очень хорошие, интересные люди. Что касается вопроса религии, то видно, что, как и в России, в Азербайджане ислам развивается после того, как прошли времена лихолетья, годы воинствующего атеизма, когда все было порушено. Радует, что в вашей стране сегодня реконструируются и строятся мечети и медресе, издаются религиозные книги, дети учатся религии, молодежь старается жить по нормам ислама, совершается хадж. И мы видим, что ваше государство с почтением относится к религии. Это нас всех очень радует. Я знаю, что в Азербайджане есть многочисленные храмы других конфессий, и есть добрые взаимоотношения между различными верующими. Это говорит о присутствующей здесь толерантности, и это похвально. Мы с большим уважением относимся к шейхульисламу Аллахшукюру Пашазаде. Он является сопредседателем Межрелигиозного совета СНГ. Он к тому же учился со многими нашими муфтиями, и у него прекрасные дружеские отношения с ними. – Каков уровень сотрудничества между мусульманскими организациями России и Азербайджана? – Исторически существуют тесные связи между духовными управлениями мусульман России и Азербайджана. Еще со времен Советского Союза существовали добрые отношения между четырьмя мусульманскими управлениями: в Уфе, Баку, Махачкале и Ташкенте. Мы всегда дружили, поддерживали друг друга, и эти отношения сохраняются по сей день.

Темы: О чем пишут татарские СМИ 
Личности: маршал Якубовски Газета "HYPERLINK "http://www.vatantat.ru/page52727.htm"ВатанымHYPERLINK "http://www.vatantat.ru/page52727.htm" Татарстан” опубликовала сенсационный материал, в котором речь идет о человеке, ставшем Героем Советского Союза дважды. Маршал Якубовский – татарин? Об этом пишет журналист Рашит Минхадж.  Предлагаем вашему вниманию перевод его статьи. 9 мая позвонил председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир хазрат Крганов. Поздравил с праздником, а затем спросил: "Рашит абый, а Вы случайно не знаете, что маршал Якубовский – выходец из деревни Шыгырдан? Ко мне обратились его родственники, и утверждают что он татарин, я решил обратится к вам, может проведете журналисткое расследование, и мы узнаем правду”. От удивления я застыл с открытым ртом. Записав телефонные номера Рифката и Минхайдара Якуповых, на следующий день я помчался в Шыгырдан. А с Рифкатом, который проживает в Набережных Челнах, пообщался наш собственный корреспондент Раис Зарипов. ОТЧИЙ ДОМ Выслушав отца и сына Якуповых, я пришел к выводу, что история этого рода, а вернее семьи Галим-бабая (а по некоторым данным Мингалим-бабая), интересна и поучительна одновременно. По родословной, которую показал 83-летний Нурулла Якупов, выходит вот что: во главе рода стоит Исмаил. В его семье было пятеро сыновей: Ахмет, Ибрахим, Хусни, Ильяс, Али. У Ахмета, в свою очередь, было трое сыновей: Закир, Юсуф и Якуп. А вот в семье Якуба выросло четверо дочерей: Сара, (Пакруп) Фахри, Хабибджамал и Бибиниса, и двое сыновей: Сафиулла и Галим. Единственный ребенок Шамседжихан и Сафиуллы Якуповых – наш собеседник. Нурулла абый, родившийся в 1928 году. (Видимо, Сафиулла, попавший в плен к полякам во время Первой мировой войны, поздно женился). Семья Минджамал и Галима Якуповых более плодовита: у них родилось три сына – Хабибулла, Нургали, Халиулла. К сожалению, их семья распалась. Галим-бабай уехал на золотые прииски в Якутию и не вернулся. Оставшись с тремя детьми на руках совершенно одна, Минджамал-Миннук оставляет их на попечение старухи Махмубы, а сама выходит замуж за кого-то из Буинского района. После войны она снова вернется в Шыгырдан, и опять с тремя детьми на руках. Но не на долго. Забрав с собой Захита и Нургасиму, она отправляется в Сибирь. Кто знает, может, вслед за первым мужем. Больше ни её, ни её детей в Шыгырдане никто не видел. А вот сын Гиляз уезжает в Москву. ГОРЯЧИЕ ПАРНИ Послевоенные годы. Давайте вернемся к старшим детям Минджамал. По воспоминаниям Нуруллы абыя, младший Халиулла был самым шустрым ребенком. Мог один справиться с тремя-четырьмя сверстниками. "Идем ночью коней сторожить. Нас заставлял. А сам, выбрав из табуна самого озорного скакуна, отправлялся в соседнюю деревню и привозил оттуда гусей, уток, сметану, катык – нас угощал. В лесу тоже нас заставлял работать – сам не потел” – это воспоминания соседа Фаттахетдин-бабая. После смерти старика Якуба, парни, видимо, не совсем считались со старухой Махмубой. От них частенько попадало и парням из соседних деревень. Как-то раз одному чувашскому парню влетело чрезвычайно сильно. После этого в поисках обидчиков к ним приходят сотрудники НКВД. Это 1921-1922 года. 16-18-летние парни, подумав о том, как дальше жить, решают уехать. Скорее всего, они бежали от голода. Их пути разошлись на станции Канаш. Старший Хабибулла отправляется в Узбекистан. Нургали устраивается на завод в городе Тулун, что в Иркутской области. А Халиулла держит путь в Москву.  ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ! Родные братья долго не видели друг друга. И всё же они как-то умудрялись поддерживать связь. То ли в конце 1940-х, то ли в начале 1950-х старший Хабибулла в поисках Нургали приезжает в Тулун. Он живет здесь неделю. Больше они не виделись. Были ли дети у Хабибуллы, где он похоронен – это Якуповым не известно. Дослужившийся до звания генерал-лейтенанта Халиулла в 1960-х годах находит старшего брата. После теплой со слезами на глазах встречи между двумя братьями происходит конфликт. - Из-за тебя мы остались без отчего дома! Не брат ты мне, а я тебе не брат! – с этими словами Нургали хватается за висевшее на стене ружье и стреляет в брата. К счастью, супруга Нургали хватается за ствол, и пуля попадает в стену. Таким образом, братья отказываются друг от друга. Как же так произошло, что отчий дом развалился? В 1935-36 годах офицер Халиулла приезжает в Шыгырдан на две недели. Знакомит односельчан со своей женой – красавицей-полячкой. "Мы тогда в большом доме жили. Одна сторона – наша, другая – Галим-абыя. Халиулла абый, сказав, что эта часть принадлежит его отцу, приказал разобрать половину дома и отдать в колхоз. Это всё деревенские коммунисты его надоумили”, – вспоминает Нурулла-бабай, которому на тот момент было пять-шесть лет. Вот что интересно: и у взявшего фамилией имя отца Нургали Галимова, и у Нургали абыя родилось по десятеро детей. И Нургали абый, и его дети приезжали в Шыгырдан. "В последний свой приезд вообще не хотел уезжать. Плакал, что больше не сможет сюда вернуться. Мама подарила ему пуховую подушку, чтобы в поезде мягче спалось”. А вот Халиулла после конфликта с братом в Шыгырдане больше не появлялся. ЗОВ ПРЕДКОВ… - А почему только сейчас вы решили разузнать о детях вашего родственника, который стал маршалом? – спрашиваю я. "Он отчий дом разрушил. Ну, и что, что он маршал? Мне какое дело! Имени его слышать не хочу!” – именно так к нему относился мой отец. Раньше. А сейчас смягчился. Наверное, говорит, время такое было. Конечно, раньше доказать родство было намного легче. Уж нет в живых и Ахмергали Куянова, который знал дядю Халиуллу”, – говорит Минхайдар. Справедливости ради нужно сказать, что Якубовский, будучи первым заместителем министра обороны СССР и одновременно главнокомандующим вооруженными силами стран-участниц Варшавского договора, принял у себя детей Нургали Галимова. К нему приезжали Мингали, Махира и Халиулла (тезка маршала). И здесь он предстает перед племянниками строгим человеком. "Общения не будет. Но после моей смерти я не запрещаю вам общаться с моими детьми”, – вот как встретил их Халиулла. Хотя с другой стороны, то, что он согласился их принять, тоже о многом говорит. "По той информации, которая есть у нас, у него было четверо детей. Если мы не ошибаемся, внучка его ходит в мечеть, взяла себе татарское имя”, – говорит Минхайдар. Видимо, проживающий в Челнах, Рифкат тоже вел поиски. "В 2005 году он встретился в Москве с полковником, который до отставки работал в Генштабе. Расспросил его о Якубовском. Тот сказал, что он был белорусом, разговаривал с акцентом. Очень строгим человеком был”, – рассказал нам Раис Зарипов, отправивший в редакцию фотографию Рифката Якупова. По словам Якуповых, дети Нургали Галимова, обосновавшиеся в наших краях – Нафиса и Халиулла – до сих пор живы. Оба проживают в Башкортостане. А вот их старший брат Мингали, живший в Новочебоксарске, уже умер. Его сюда привезла жена. Только вот сын Сергей не интересуется родственными связями. Поэтому Минхайдар желает отправить Рифкат-абыя, проживающего в Челнах, и Нафису апу из Уфы в город Тулун, чтобы восстановить отношения между родней. Должны же сохраниться следы рода и в Иркутской области! После этого можно браться за поиски в Москве. Конечно, и в семье похороненного в Ульяновске Ахмергали Куянова могут храниться фотографии. Он также хочет найти и Гиляза: отцы у них разные, но мама одна. "Все расходы я взял на себя. Уж на такое дело денег не жалко”, – говорит М.Якупов, директор строительной фирмы в Ульяновске. НАША СПРАВКА По информации, взятой из Интернета, Иван Игнатьевич Якубовский родился 25 декабря 1911 года в крестьянской семье в деревне Зайцево Горецкого района Могилевской области Белоруссии. 10 января 1944 годп он становится Героем Советского Союза. 23 сентября получает это звание повторно. В 1967 году ему дается звание маршала. Умер в 1976 году. Похоронен под стенами Московского Кремля на Красной площади. - Мы думаем, что место рождения Якубовского – это легенда. Зайцево – родная деревня его жены. Во-первых, он бежал из своей родной деревни; во-вторых, он служил в армии, где практически нет неславянских фамилий, а он хотел дослужиться до званий – вот и поменял свое имя. Но ведь не до конца же поменял – фамилию-то сохранил. Пусть и измененную. Вполне возможно, что имя-отчество он взял у кого-нибудь из деревни жены, – рассказывает М.Якупов. Действительно, очень хочется докопаться до сути. Есть ли в Белоруссии такая деревня? Жил ли там человек по имени Иван Игнатьевич Якубовский? Мы думаем, что в словах Якуповых есть справедливость. Пообщавшись с Минхайдаром и Нурулла-абыем, я понял, что они не стремятся прославиться или извлечь пользу из потенциального родства. Оба читают намаз, оба чрезвычайно искренни. В первую очередь, они хотят принести пользу народу, доказать, что и у татар есть свой маршал. 
Мы, в свою очередь, думаем, что эта статья – только начало долгих поисков. Мы сделаем всё возможное, чтобы связаться с родственниками Якубовского в Москве. Как нам кажется, это история – и трагедия татарина, жившего в советские годы, и пример большого военного успеха, и путь человека, родившегося в простой крестьянской семье и ставшего маршалом. Рашит Минхадж

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.