Жизнь махалли

Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов считает, что прежде всего нужно навести порядок в кадровой системе образования. 

В июне 2010 года в селе Шыгырданы Батыревского района Чувашии откроется Соборная мечеть, которая примечательна тем, что является современной уменьшенной копией Джамиг мечети XIII века, украшавшей город Болгар средневекового государства Волжская Булгария. 
В данное время в мечети, вместимостью в 1200 человек, идут отделочные работы, но молитвы уже проводятся. Строительство было начато в 2008 году, а завершится оно приблизительно ко времени празднования 90-летия образования Чувашской Республики. После открытия она станет седьмой по счету мечетью в татарском селе с населением пять тысяч человек. Особенностью художественного решения мечети является не только то, что она построена по восстановленным чертежам средневековой Джамиг (Соборной) мечети, но и в интерьере продолжает булгарские-татарские традиции. 

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!Уважаемый муфтий Джаафр -хазрят!Досточтимые братья и участники Высокого Собрания! السلام عليكم و رحمة الله   В начале своего выступления хочу еще раз сердечно поздравить своего дорогого брата досточтимого муфтия Джаафара-хазрята со знаменательным юбилеем, пожелать ему здоровья на его светлом и благородном пути духовного предстоятеля петербургских правоверных. Хочу поблагодарить его за мудрые наставления учителя, много отдавшего воспитанию и подготовке кадров молодого мусульманского духовенства, отметить большой и значимый вклад в дело сохранения и утверждения исламских духовно-нравственных ценностей в нашей стране. Свою огромную благодарность и признательность выражаю и тем, кто первыми взял на себя заботы и труды по началу возведения в северной столице нашей Отчизны мусульманской мечети, всех тех помог материально и практическими делами. Этот храм и поныне символизирует непреходящее значение духовных ценностей, ниспосланных нашему народа много веков назад. Хвала Всевышнему, что именно благодаря этому бесценному дару нашей веры, являющейся незыблемой основой наших нравственных идеалов, всем поколениям наших предков удавалось на протяжении более четырёх веков, сохранять и укреплять на священной земле нашей Отчизны взаимное уважение, мир и согласие. Наш долг – также неустанным трудом оберегать и укреплять спокойствие на земле нашей Родины! Внести свой вклад в великое наследие взаимопонимания и уважения, в дело мира и процветания своей страны! Ибо как учил нас Посланник Аллаха, Завершитель миссии посланников Создателя – Мухаммад (да пребудет с ним мир и благословение Всевышнего): "لَنْ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا، وَ لَنْ تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا، أَفَلاَ أَدُلُّكُمْ عَلَى شَيْئٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ ؟ - أُفْشُوا السَّلاَمَ بَيْنَكُمْ !" «Вы никогда не войдете в рай, пока не уверуете искренне, пока не полюбите друг друга! Путь к нему лежит через мир и спокойствие, сохранение которых зависит только от вас!». Вот почему, как утверждает наша вера, в достижении милостей Создателя и близости к Нему, в праведной жизни по-божески и на пути достижения счастья, мира вечного – нет места насилию и злобе, терроризму и экстремизму разногласиям и распрям, как для отдельной личности, так и для народов и государств! Давайте же не забывать этот наипервейший долг и ответственность пред Богом и людьми! А поскольку все мы на этом свете – потомки одного рода Адама и Евы, их дети, то никому и нас не пристало, разжигать ненависть и зло, противопоставлять свои цивилизации и культуры! И хотя, к величайшему сожалению история рода человеческого далеко не безоблачна в этом отношении, все мы должны твердо осознать, что всему этому наследию прошлого нет оправдания пред Богом! Войны, смерть, насилие - все это крайний вид преступления перед человечеством, какими бы религиозными или этнонациональными мотивами он не обелялся. Вопросы укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия, взаимопонимания между всеми народами, безусловно, имеют первостепенное значение для стабильного демократического развития нашего государства. Вот почему и государству и обществу настало время активнее объединить совместные усилия по утверждению идей межнационального и межконфессионального мира и согласия. В конечном счете, только при согласованной позиции можно обеспечить эффективность борьбы против всех пороков социальной жизни общества, преодолеть острые социальные и политические проблемы. Убежден, что российские мусульманские религиозные организации не могут оставаться в стороне от участия в самых различных формах общения и диалога, направленных на сохранение мира и взаимопонимания между всеми народами. Российские мусульмане, на мой взгляд, могут и должны стать главной движущей силой процесса гармонизации межконфессиональных отношений и внести свой конструктивный вклад по этому вопросу в не только в у себя в стране, но и на международной арене. Эффективному решению многих проблем, носящих антиобщественный характер, на мой взгляд, могло бы также способствовать расширение представительства и усиление роли мусульманских объединений России в международных исламских организациях. В последние годы, к примеру, в состав Организации Исламская Конференция вошли многие республики бывшего СССР. Полагаю, что объединив с ними усилия, Россия вполне могла бы взять на себя роль надежного евразийского «моста» в осуществлении межцивилиционного диалога между Востоком и Западом, а также активизировать свои усилия в координации взаимосотрудничества между государствами-членами ОИК в ее программах по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Определенный неиспользованный потенциал в решении проблем искоренения этнонациональной вражды и ксенофобии имеется и у Межрелигиозного совета России, который также мог бы стать более действенным центром межконфессионального взаимодействия в этом отношении. Важнейшей «площадкой» оглашения голоса мусульман является и Общественная палата при Президенте РФ. Так на последнем его заседании рассматривались вопросы совершенствования антиэкстремистского законодательства. Вопросы формирования надлежащей правовой базы противодействия различным формам экстремизма, рассматривались с учетом сохранения гарантий фундаментальным правам и свободам граждан. Досточтимые, братья и участники Форума, я твердо убежден, что сегодня в нашей стране имеются все предпосылки для того, чтобы общими усилиями всех традиционных конфессий России противостоять антигуманистическим тенденциям и сохранить самое дорогое, что ценой своей жизни отстояли наши отцы и деды – мир, независимость и свободу в жестоких битвах Великой Отечественной войны, 65-летие Победы в которой мы скоро будем отмечать. И только сообща мы можем помочь государству не только сохранить полноценный духовный мир человека и общества, но и содействовать процветанию и могуществу нашей великой Родины. Только общими усилиями власти, традиционных конфессий и всего гражданского общества можно будет осуществить эту важнейшую миссию. Хочу пожелать всем своим единоверцам и участникам нашего Форума преумножать усилия в реализации этой поистине важнейшей исторической миссии!Ассаляму алейкум, ва рахмату Алла, ва баракятихи! Спасибо за внимание.


11 марта 2010 года в Чебоксарах полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота провел встречу с председателями духовных управлений мусульман (ДУМ) всех регионов ПФО. 
Во встрече приняли участие представители руководства Центрального духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России, ректоры мусульманских учебных заведений, представители мусульманской науки и экспертного сообщества. С приветствием к участникам встречи обратился президент Чувашской Республики Николай Федоров. 
Полномочный представитель Президента России в ПФО подвел итоги прошлогодней встречи с председателями духовных управлений мусульман ПФО, которая состоялась в Ульяновске в феврале 2009 года. 
Григорий Рапота подчеркнул, что мусульманские лидеры сегодня представлены в общественных палатах всех регионов Приволжского федерального округа, а также в иных координационных и совещательных органах. Председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир-хазрат Крганов при поддержке всего общественного сектора ПФО избран членом Общественной палаты Российской Федерации. 
Григорий Рапота отметил, что во всех регионах округа активно действует созданный в 2006 году «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования», который оказывает значительную помощь исламским организациям ПФО. 
Григорий Рапота обратил внимание на то, что в ходе прошлогодней встречи высказывалось опасение по поводу однобокого подхода к преподаванию предметов, связанных с религией, в общеобразовательных учреждениях. В этой связи полномочный представитель отметил, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации в 18 регионах России, среди которых – три Приволжских (Чувашия, Пензенская область и Удмуртия) в 2010 году проводится эксперимент по введению в школах шести новых предметов. По выбору родителей учащихся будут преподаваться основы исламской, православной, иудейской или буддистской культуры, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики. С 2012 года данные предметы начнут преподаваться по всей стране. 
Кроме того, по словам Григория Рапоты, в текущем году Министерство образования и науки Российской Федерации начинает реализацию комплексной ведомственной программы по поддержке исламского религиозного образования, оказания помощи медресе, в том числе – в регионах Приволжского федерального округа. 
Говоря о проблеме экспертизы религиозной литературы, полномочный представитель подчеркнул, что осенью 2009 года при Министерстве юстиции Российской Федерации был создан Научно-консультативный совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. В его состав вошли признанные, авторитетные российские исламоведы, представители мусульманских религиозных организаций и мусульманской науки (двое из них - директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин и ректор Российского Исламского университета ЦДУМ России Ринат Раев - принимали участие во встрече). 
Участники встречи в своих выступлениях отмечали, что во всех регионах ПФО осуществляется взаимодействие органов власти и исламских организаций в социальной сфере, в сфере культуры и образования, в молодежной политике. При этом речь идет не только о регионах с большой долей мусульманского населения, таких как Башкортостан или Татарстан, но и о Чувашской Республике, Саратовской и Самарской областях и других регионах округа. 
Продолжается плодотворное сотрудничество между духовными управлениями мусульман и воинскими частями, исправительно-трудовыми учреждениями, активное участие мусульманских организаций в борьбе с бичом нашего времени – алкоголизмом и наркоманией. 
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе особо подчеркнул, что отношение государственных органов к объединениям мусульман определяется положениями Конституции и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Григорий Рапота сказал: «Мы считаем это внутренним делом российской мусульманской уммы и одинаково доброжелательно относимся ко всем духовным управлениям. Позиция органов государственной власти состоит в том, чтобы, не вмешиваясь во внутренние дела мусульманского религиозного сообщества, сотрудничать со всеми ответственными, патриотически настроенными исламскими структурами». 
Вместе с тем, по словам полномочного представителя, органам государственной власти не безразлично, какие процессы проходят внутри уммы. 
Григорий Рапота отметил: «Сегодня идет дискуссия о необходимости бóльшей координации деятельности духовных управлений мусульман, а практика показывает, что когда между различными мусульманскими структурами возникают конфликты, неурегулированные вопросы, споры о собственности, то мусульмане обращаются к государству как к арбитру, поэтому мы поддерживаем те процессы, которые направлены на выстраивание конструктивного взаимодействия». 
В ходе встречи её участники в качестве тревожащего фактора обозначили активность зарубежных радикально-экстремистских движений, организаций, которые квалифицируются как экстремистские и в Российской Федерации, и за рубежом. 
Григорий Рапота указал на то, что эти движения и их сторонники дискредитируют российский ислам, создают угрозу раскола в рядах мусульман. По мнению полномочного представителя, характерной особенностью действий этих сил является то, что они используют не только религиозную непросвещенность людей, но и реальные недостатки, проблемы, болевые точки наших мусульманских организаций, и, конечно, недоработки каких-то региональных и муниципальных органов, их недостаточное внимание к исламу. 
Подводя итоги встречи с духовными лидерами мусульманских общин округа, которую решено сделать регулярной, полномочный представитель Президента России подчеркнул, что главное в борьбе с экстремизмом – это ежедневная кропотливая работа по укреплению отечественных духовных традиций, которые предполагают патриотизм, конструктивное сотрудничество с государственными органами, неприятие нетерпимости, уважительное отношение к другим религиям. По словам Григория Рапоты: «Этап восстановления российского ислама сменился этапом его развития в новых условиях. Качественно выросла социальная, культурная, образовательная активность мусульман. Огромную роль в этом должно играть воссоздание отечественной, российской школы мусульманского образования и богословия. Всё это требует дальнейшего укрепления взаимодействия мусульманских объединений и государственных органов на всех уровнях».

Вопросы взаимодействия государства и мусульманских религиозных организаций обсудили в четверг полномочный представитель президента России в Приволжском Федеральном округе (ПФО) Григорий Рапота с руководителями духовных управлений мусульман субъектов ПФО. В ходе «круглого стола», который проводился в Чувашском государственном академическом драматическом театре в Чебоксарах, Г.Рапота сказал, что по поручению президента России Дмитрия Медведева, в этом году в 18 регионах РФ проводится эксперимент по введению в школах шести новых предметов. «По выбору будут преподаваться основы исламской, православной, иудейской или буддистской культуры или основы мировых религиозных культур или основы светской этики. С 2012 данные предметы начнут преподаваться во всей стране», - сказал Г.Рапота. По его словам, в 2010 году министерство образования и науки РФ реализует комплекс ведомственных программ по поддержке исламского религиозного образования. «Во всех регионах осуществляется взаимодействие государственных и исламских организаций в социальной сфере, в сфере образования и молодежной политики. При этом речь идет не только о регионах с большой долей мусульманского населения», - пояснил полпред президента России в ПФО. Он также отметил, что в 2006 году был создан фонд поддержки мусульманской культуры, науки и образования. По словам Г.Рапоты в 2007 году этот фонд перечислил мусульманским учебным заведениям округа 5.4 млн рублей, в 2008 году - 5.9 млн рублей, а в 2009 году – 8.8 млн рублей. Вместе с тем, полпред президента подчеркнул, что тревожащим фактором сегодня является активность зарубежных радикально-экстремистских движений, организаций, которые квалифицируются как экстремистские в Российской Федерации и за рубежом. «Главное в борьбе с экстремизмом – это не запреты, а работа по укреплению отечественных духовных традиций», - сказал Г.Рапота. В свою очередь, президент Чувашской республики Николай Федоров, который также принимал участие в «круглом столе», отметил, что в республике налажено тесное взаимодействие органов власти, местного самоуправления с традиционными конфессиями. «Межнациональная гармония и межконфессиональное согласие во всех регионах составляет основу духовного здоровья общества, позитивного социального самочувствия граждан и придает необходимые стимулы для движения вперед, для обеспечения прогресса со стороны общества», - сказал Н.Федоров. Он также отметил, что Духовное управление мусульман республики, возглавляемое муфтием Альбиром - хазратом «вносит заметный вклад в укрепление традиционных и вечных нравственных ценностей и пользуется признанием и высоким авторитетом в обществе».

Делегация Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики во главе с муфтием Альбиром Кргановым посетила с визитом город Шумерля. Представители делегации провели встречу с главой администрации города Алексеем Зименковым. В ходе встречи стороны обсудил ряд религиозных вопросов. А.Крганов поблагодарил главу городской администрации за активное участие во взаимодействии с религиозными организациями. После этого, делегация отправилась на завод ковровых изделий, где ознакомилась с продукцией, выпускаемой предприятием. А.Крганов, который также является членом Общественной Палаты России посетил городскую школу №8, где пообщался с учениками. Он также призвал школьников к религиозной терпимости и толерантности. Визит муфтия в Шумерли был также засвидетельствован с городской мечети, где А.Крганов возглавил пятничное богослужение. Завершилась поездка участия А.Крганова в празднике, посвященном Мавлюту, празднование которого проходило в ДК «Восход». А.Крганов вручил некоторым жителям города медали «К 65-летию победы в Великой Отечественной Войне», которая ранее была учреждена указом президента России Дмитрия Медведева. Награды были удостоены более 10 пожилых жительниц Шумерли. Пожилым труженицам тыла было особо приятно получить ордена из рук Муфтия. В праздничном концерте приняли участие дети, которые приехали из разных мусульманских приходов мусульманских воскресных школ под руководством Ректора Медересе «Гулистан» Наиль-хазрат Ямалутдинова.

Члены Общественной палаты не поддержали инициативу Московской городской думы исключить из подсудности суда присяжных дел об экстремизме и ужесточить ответственность журналистов за публикации на соответствующие темы. В конце февраля законопроект о внесении изменений в УК и УПК РФ прошел первое чтение в столичном парламенте. 

Общественная палата РФ отрицательно оценивает законопроект Мосгордумы, который предполагает внесение изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты, чтобы сделать более эффективной борьбу с экстремизмом и расизмом. Соответствующее заявление 9 марта этого года приняла комиссия Общественной Палаты по межнациональным отношениям и свободе совести. По ее оценке, ради этой борьбы не следует ограничивать участие в ней суда присяжных, вводить серьезные ограничения для деятельности СМИ, а также восстанавливать смертную казнь за преступления в этой сфере. Схожие оценки высказал и глава комиссии по надзору за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена, который также принимал участие в заседании. "Те положения законопроекта, которые я увидел, меня как гражданина России очень тревожат. Вся ответственность перекладывается на суд присяжных, что якобы в нем не работают специалисты. Но проблема не в этом, а в том, как правоохранительные органы подходят к рассмотрению этой категории дел. Говорить, что нет специалистов среди присяжных, просто недопустимо", - сказал А.Кучерена. Кроме того, он отметил, что Общественная палата "однозначно занимает отрицательную позицию по возвращению смертной казни". "Больше всего тревожит, что некоторые горячие головы не могут успокоиться - все время хочется репрессий", - заметил А.Кучерена. В свою очередь председатель комиссии по свободе слова Павел Гусев в ходе заседания комиссии счел необходимым дать оценку тому, что в своем законопроекте Мосгордума предлагает запретить СМИ, рассказывая о преступлениях, называть национальность и вероисповедание как преступников, так и пострадавших. "Если запретить писать это, это и еще это, то мы сразу превратимся в "счастливую" страну, которую представляли в начале 50-х годов", - сказал П.Гусев. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов, который участвовал в заседании, обратил внимание на то, что по Конституции говорить о своей национальности может только сам человек. Кроме того, по его словам, законопроект подразумевает запрет на указание национальности и вероисповедания лишь до тех пор, пока не раскрыто, по каким мотивам совершено преступление. В свою очередь, председатель Духовного управления мусульман Чувашской республики Альбир Хазрат Крганов обратил внимание участников заседания на вред религиозного экстремизма как деятельности в сфере межрелигиозных отношений. «Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случаях использования религиозной идеологии для прикрытия в националистических, сепаратистских целях», - сказал А.Крганов. Он также отметил, что ислам не имеет ничего общего с экстремизмом.

                         Бисмилләһир-рахманир-рахим!    Уважаемые делегаты и гости съезда! От имени Государственного Совета, Правительства Татарстана и от себя лично сердечно приветствую и поздравляю вас с началом работы IV съезда мусульман. Казалось бы, совсем недавно в этом зале проходил первый объединительный съезд мусульман республики. Но прошло уже двенадцать лет. За эти годы заметно преобразилась республика, серьёзно укрепив свой авторитет на федеральном и международном уровнях. Усилило свои позиции и Духовное управление мусульман. При этом отрадно, что мусульмане Татарстана, сохраняя свою приверженность традиционному укладу, занимают активную позицию в решении многих духовно-нравственных и социальных вопросов, стоящих перед республикой. В этой связи позвольте выразить слова искренней благодарности за ваш труд, пожелать нескончаемую щедрость и блага Всевышнего. Но жизнь продолжается, общественное развитие постоянно сталкивается с новыми вызовами, в том числе и в сфере конфессиональных отношений, в частности, мусульманского развития. В этой связи очень важно выстраивание продуманной, взвешенной политики, необходим критичный взгляд на происходящее. К сожалению, здесь мы нередко встречаемся с упрощённым восприятием реалий, стремлением к сиюминутной выгоде, одним словом - плывём по течению, особо не утруждая себя изучением сути проблем и поиском решений. Как известно, у татар в течение многих веков на базе ханафитского мазхаба была выработана гибкая и интеллектуально осмысленная модель ислама, которая дает возможность совмещать толерантность и богобоязненность. Кроме того, в тысячелетней исламской истории наших предков не было богословско-правовых колебаний. Как они приняли, так и придерживались ханафитского мазхаба. Они доказали, что ханафитский мазхаб - идеальный вариант для многоконфессионального сообщества и развития самой уммы. Получается, что теоретически у нас выбор вроде бы и есть, а на практике его нет. И с большим сожалением я должен отметить, что процесс возвращения традиций в татарское общество пока не стал духовно консолидирующим фактором. Напротив, мы видим, что в отношении к традициям поляризация представлений всё больше и больше углубляется. Более того, всё чаще словосочетание "ханафитский мазхаб" становится прикрытием для отдельных лиц, распространяющих чуждые для татар религиозные идеи, иначе они не смогли бы работать в мечетях Татарстана. А ведь в уставе ДУМ записано, что мусульмане республики приверженцы ханафитского мазхаба. В этом вопросе должна быть жесткая позиция нашего духовенства. Следующий срок будет для ДУМ РТ ключевым в решении этого вопроса. О негативных проявлениях в мусульманском сообществе Татарстана свидетельствуют и судебные процессы над участниками радикальных религиозных групп, и многочисленные обращения граждан по поводу совершения имамами в районах и городах ритуалов и чтения проповедей по нетрадиционному для нашего народа порядку. И это уже становится достаточно серьёзной проблемой, требующей незамедлительного принятия мер. И, в первую очередь, со стороны Духовного управления мусульман, муфтия, имам-мухтасибов. В этом вопросе важную роль должен был бы сыграть Совет Улемов. Однако со дня своего формирования он практически не работал. Вместе с тем, литература сомнительного характера продолжала и продолжает поступать в книжные магазины и учебные заведения. В стороне не должны оставаться и казыи. Необходимо изменить свою тактику действий - активнее и жёстче реагировать на нездоровые процессы. К сожалению, в большинстве случаев наши священнослужители ведут себя достаточно пассивно, как бы наблюдают со стороны. Спрашивается, в угоду кому это делается - своему народу, мусульманской общине или у кого-то есть и другие интересы?! Понятно, что для массового возрождения ислама интеллектуальная и кадровая база пока ещё достаточно слабая. Возможно мы еще не доросли в полной мере до осмысления глубинной сути богословских традиций. К сожалению, можно констатировать, что и мусульманской интеллигенции сегодня практически нет. При этом, для молодёжи с её юношеским максимализмом порой ближе, как ни печально, упрощённое восприятие религиозных ценностей. А ханафитский мазхаб богословски и интеллектуально насыщен. С мусульманской молодёжью надо более предметно работать, обучая её не только читать намаз, а размышлять и адекватно воспринимать современные реалии. Конечно, это не просто. Мы живем в современном, динамично развивающемся обществе. Наша молодёжь должна быть всесторонне образованной. В этой связи нельзя не подчеркнуть особую роль мусульманского образования. Оно, действительно, уже должно стать полноценной системой, работающей по единым стандартам, чего пока нет. У нас работает один из лучших в России мусульманских вузов - Российский исламский университет, который, вне всякого сомнения, способен стать методическим и консолидирующим центром в этой сфере. Духовному управлению надо активнее использовать его потенциал. В этом отношении важную роль должен сыграть и Центр исламоведческих исследований при Академии наук РТ, который с этого года приступает к полноценному функционированию. Несмотря на то, что в нашей республике медресе работают уже в течение 20 лет, по сведениям самого Духовного управления мусульман РТ, сегодня общины республики только на 15 - 20% обеспечены образованными имамами. Для кого тогда мы готовим кадры? Что делает ДУМ РТ, чтобы закрепить кадры на местах? В целях сохранения собственных кадров - имамов, получивших образование в Татарстане, Духовное управление мусульман должно вести последовательную и эффективную работу. А государственные органы и главы администраций должны оказывать содействие в этом. Мы знаем, что у ДУМ РТ уже есть неплохие наработки в части создания своих структур для решения экономических проблем. Это и центр "Идел-хадж", комитеты "Закят", "Халяль", "Вакф". Однако я не могу сказать, что все они работают эффективно. Хотя и времени для этого необходимо больше. Да, для полноценной работы вакуфной системы пока нет достаточной правовой базы. Но нет и никаких правовых ограничений на сбор закята и других видов саадака - эти нормы отражены и в Уставе ДУМ РТ. Думаю надо поправить и ситуацию с религиозной организацией - фондом "Вакф", где учредителями являются только частные лица. Такого, конечно же, быть не должно. Фонд должен быть подконтролен ДУМ РТ и работать на всю мусульманскую умму. Надо эффективно вести разъяснительную работу, завоевать доверие мусульман, привлекать пожертвования и инвестиции и, самое главное, создать безупречную прозрачность по использованию собранных денег. Каждый мусульманин должен знать, что его доля используется по назначению, а не оседает у кого-то в карманах. К сожалению, не всегда и оказанная помощь оборачивается качественным результатом. Так, например, в Казани Духовному управлению мусульман РТ в безвозмездное пользование предоставлено немало земельных участков, которые не используются даже на треть. Кроме того, в ведение ДУМ РТ было передано 42 здания, из которых 19 практически не используются. Приведу лишь один пример. В начале 2006 года для организации приюта ДУМ РТ было передано историческое здание бывшего детского мусульманского приюта. Однако и здесь никаких действий не предпринято - здание пустует. Надеюсь, что после съезда ситуация выправится. Хотелось бы заострить ваше внимание ещё на одной проблеме. Мне кажется, мы до сих пор, особенно духовенство, недооцениваем роль национального и исторического сознания в осмыслении наших религиозных традиций. Я это вижу на примере споров вокруг Булгара и трактовок некоторых обрядов. Что предосудительного в том, что татары отмечают 3, 7, 40 дней, годовщину смерти близких? Эти обычаи не только не противоречат, но и является довольно эффективной формой сохранения и воспроизводства исламских традиций, пусть в самой простой форме. При этом многие - дети и внуки, стар и млад - впервые и приобщаются к исламу, слышат чтение Корана, проповедь муллы, задают интересующие их вопросы. А что касается Булгар, то одни с председателем ЦДУМ Талгатом Таджутдином уже более 20 лет стремятся ежегодно посещать это городище, другие размышляют о такой правомерности, выдумывая аргументы против них. В этом вопросе нам бы надо занять более чёткую позицию. Булгары - для нас это духовный исток, место, откуда Ислам распространился по всей Центральной России. Одновременно Булгары для нас - это и истоки нашей государственности, а в известном смысле - и всей современной татарской цивилизации. Когда люди приезжают в Булгары, они прикасаются к своей истории, отдают дань своим предкам, которые создали такую высочайшую цивилизацию, посещают "могилы святых". А что здесь недозволенного? Уважительное отношение к своей истории и своим предкам разве не благородное дело? Если находятся люди, которые по незнанию или заблуждению это называют "малым хаджем" (паломничеством), как-то по-другому трактуют посещение Булгар, им надо объяснить истинный смысл этого события. Не надо на пустом месте создавать проблемы и отбивать желание людей любить свою историю и почитать своих предков. Проблем и так в жизни хватает. В этом году нам надо хорошо подготовиться и провести мероприятия по случаю очередной годовщины принятия Ислама на высоком уровне, как мы умеем. Я намерен сам посетить Булгары и просил бы ДУМ РТ, имам-мухтасибов активно подключиться к подготовке и проведению "Болгар җыены". Кроме того, вы, наверное, уже знаете, что я принял решение в ближайшей перспективе вплотную заняться вопросами сохранения культурного наследия нашего многонационального народа, а именно, сохранением и возрождением уникальных памятников Древних Булгар и острова Свияжск. С этой целью запускается проект "Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск". Будет создан фонд по подобию фондов реконструкции Благовещенского собора и воссоздания мечети Кул Шариф, каждый сможет внести свою лепту в благородное дело. Воссоздание Булгар как историко-архитектурного памятника федерального значения предполагает большой объём работ: строительство объектов инфраструктуры, включая причалы, коммуникации, а также археологические исследования, восстановление культовых зданий. Понимание по этому вопросу есть и у руководства страны, и финансировать проект республика будет на паритетных началах с федеральным центром. В ближайшие несколько лет Булгар надо сделать привлекательным для гостей и туристов, превратив его в известный историко-туристический и религиозно-духовный центр. Уверен, мы сможем это осуществить. Уважаемые участники съезда! Подытоживая своё выступление, хочу отметить, что следующие четыре года будут для муфтия и Духовного управления довольно сложными. Задача сохранения и укрепления единства мусульманской уммы республики по-прежнему актуальна и требует к себе постоянного внимания, более активной позиции со стороны всех религиозных организаций Татарстана. Эти годы будут очень важными и с точки зрения формирования мусульманской интеллигенции, следования стратегическим богословским ориентирам, чтобы представителей духовенства, говорящих одно, а делающих другое не было в наших рядах. Поэтому с темы единства мы и начали сегодня наш съезд. В последнее время активно обсуждается и вопрос об объединении мусульман России. На мой взгляд, эта инициатива заслуживает поддержки и вместе с тем, требует глубокого осмысления и проработки. Позиция ДУМ РТ в этом вопросе - о необходимости поэтапно-последовательного решения всех проблем, в том числе объединительных процессов внутри территорий, где представлены организации и СМР и ЦДУМ, выглядит достаточно взвешенной и вполне логичной. У нашего народа, да и вообще, в мусульманском мире, есть такая поговорка: "В движении - успех". Давайте будем осознанно двигаться в этом направлении. Надеюсь, что затронутые мною вопросы, те вызовы с которыми сталкиваются мусульмане республики, найдут свое дальнейшее отражение в докладе и выступлениях, а пути их решения лягут в основу резолюции съезда, задав хорошие предпосылки для развития на ближайшие годы. Позвольте пожелать вам плодотворной и успешной работы. Здоровья, душевного спокойствия и благополучия вам и вашим семьям! Спасибо за внимание. 27 февраля 2010 г. По материалам president.tatar.ru 

Казань. 27 февраля. ИНТЕРФАКС - Главы трех централизованных исламских организаций России скептически относятся к идее объединения мусульман путем создания должности верховного муфтия. 

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.