Жизнь махалли

27 февральдә Татарстан мөселманнарының IV корылтае үтте. Җыенда Татарстан Диния нәзарәте башлыгы итеп бертавыштан мөфти Госман хәзрәт Исхакый сайланды. Мөфти Диния нәзарәтен 1998 елдан – рәсми рәвештә бердәм мөфтият төзелгәннән бирле җитәкли. 1998, 2002, 2006 елларда узган корылтайларда да аны мөфти итеп сайлаганнар иде. Татарстан хөкүмәтенең дин эшләре шурасы җитәкчесе Ринат Вәлиуллин дәүләт ягыннан мөселманнар корылтаен оештыру эшенең үзәгендә торган кешеләрнең берсе. Ул "Азатлык” радиосына корылтайдан соң туган кайбер фикерләрен җиткерде. 

27 февраля 2010 года в Казани состоялся IV Съезд Духовного управления мусульман Татарстана. После доклада о проделанной за истекшие 4 года работе на новый – четвертый по счету срок открытым голосованием единогласно был избран Гусман хазрат Исхаков. 
Съезд проходил в Татарском государственном академическом театре им. Г.Камала. Здесь же 12 лет назад – 14 февраля 1998 года состоялся объединительный съезд мусульман Татарстана. Тогда по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева два конкурирующих муфтията республики объединились и избрали единого муфтия. Им, 478 голосами из 738 делегатов (по другим данным -430 голосами из 718) был избран Гусман Исхаков. 
Нынешнюю встречу чтением Корана открыл Габделхамит Зиннатуллин, который 12 лет назад являлся одним из конкурирующих муфтиев. Как и 12 лет назад в съезде принимал участие сам глава республики Минтимер Шаймиев. И практически все выступления, так или иначе, являлись ретроспективой не истекшего отчетно-выборного периода, а пройденного за эти 12 лет пути. 
Гостями съезда стали руководители трех наиболее крупных централизованных мусульманских организаций России Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев, множество региональных муфтиев, видные общественные деятели. 
Делегаты в количестве 528 человек голосовали за открытие съезда, за утверждение мандатной и счетной комиссий, за кандидатуру муфтия, его первого заместителя и главного казыя республики. Каждый раз единогласно, голосов «против» и воздержавшихся не было ни разу. Это, по сути, и есть один из главных активов муфтията Татарстана, нажитых за 12 лет – в духовном управлении царит полное взаимопонимание и консенсус. Как сообщала татарская пресса накануне съезда, выдвинуть свои кандидатуры на должность муфтия планировали мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов и имам мечети «Нурулла» (до 1998 года – один из конкурирующих муфтиев Татарстана) Габдулла Галиуллин. А сам Гусман Исхаков выдвигаться не стремился. Но после консультаций с Минтимером Шариповичем было принято решение, что Гусман Исхаков будет баллотироваться, а первые две персоны отказались от претензий на должность муфтия в ходе этих выборов. 
В документах, подготовленных к съезду, говорится, что за истекшие 4 года в республике открыто 100 новых мечетей, общее количество которых составляет ныне 1200. В республике работает 500 курсов по основам ислама, 40 начальных медресе, 7 средних медресе, 2 высших медресе и Российский исламский университет. Функционируют образовательный, международный, благотворительный, женский, юридический, медицинский и многие другие отделы, создано 25 мусульманских сайтов, 27 периодических изданий с общим ежемесячным тиражом более 70 000 экз. 
Первым на съезде выступил Минтимер Шаймиев. Он также дал положительную оценку событиям 12-летней давности. Президент поблагодарил руководство муфтията за осуществляемую им деятельность, отметил, что ДУМ РТ развивается, расширяет сферы своей активности и принимает участие в решении социальных проблем. 
Вместе с тем, выступление Шаймиева было скорее критичным, нежели хвалебным. Он особо подчеркнул роль и значение ханафитского мазхаба в истории татар-мусульман и отметил, что некоторые имамы в Татарстане совершают религиозные обряды не в соответствии с этим мазхабом, есть и те, кто не придерживается ханафитского вероубеждения, а некоторые и вовсе, «говорят одно, а делают другое». В судах продолжают рассматриваться дела псевдоисламских экстремистов. Этому, по мнению М.Шаймиева, необходимо противостоять активизацией работы в направлении просвещения и образования, укрепления позиций ханафитского мазхаба. 
Критике подвергся Совет улемов ДУМ РТ, который с момента образования в 1994 году не продемонстрировал каких-либо видимых результатов деятельности в научном, ни в общественном направлениях. В качестве основной беды имамов на местах была отмечена пассивность, безразличие. Из 42 помещений, выделенных республиканским правительством на нужды ДУМ РТ 19 не используются, не ведется работа по формированию мусульманской интеллигенции, исламское образовательное поле до сих пор страдает от безсистемности, а в течение 20 лет работы нескольких медресе, проблема обеспеченности мечетей имамами так и не была решена – все это перечислил глава Татарстана. 
Как подчеркнул М.Шаймиев, имамы должны обучать молодежь не только правильно совершать намаз, но и адекватно мыслить, ориентироваться в современных реалиях. Касательно вопроса празднования очередной годовщины принятия ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии, уходящий глава республики подчеркнул, - «не надо создавать проблемы на ровном месте». В данном случае имелось в виду, что некоторые из имамов республики считают данное мероприятие, ежегодно проводимое в Болгаре в начале июня недопустимым с исламской точки зрения, так как оно воспринимается населением как совершение малого хаджа. М.Шаймиев призвал имамов лучше проводить среди верующих разъяснительную работу о сути посещения древнего города, но само празднование не запрещать. В этом году, как пообещал Шаймиев, он будет принимать участие в организации мероприятия лично. Государство Волжскую Булгарию он назвал колыбелью современной татарской цивилизации. Таким образом, тезис о возрождении наследия Булгар как ключевом элементе современной татарской исламской идентичности, постулированный в ноябре 2009 года на форуме ЦДУМ и развитый на конференции 13 февраля в Ульяновске, получил поддержку со стороны М.Шаймиева. 
В качестве подарка ДУМ РТ татарстанский президент преподнес копию рукописного Корана Османа, хранящегося в Ташкенте, которая была сделана по заказу АП РТ. 
Гусман Исхаков в своем отчетном докладе уделил большое внимание высокому уровню взаимодействия между исламскими организациями и государственными и общественными структурами, значению возрождения наследия татарских богословов и роли татарстанских мусульман и Казани в российском мусульманском сообществе. 
Общим в выступлениях главы республики и главы муфтията было побуждение присутствующих имамов активизировать просветительскую работу, перетягивать инициативу от радикальных проповедников в свои руки. 
Высоко оценили достигнутые в Татарстане успехи и личную заслугу в этом М.Шаймиева Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев. 
Глава КЦ МСК наградил Минтимера Шаймиева орденом «За заслуги перед уммой» I степени, а Гусмана Исхакова II степени. От имени ДУМ РТ М.Шаймиеву был вручен и другой орден – «Мэрхэмэт» («Милосердие»). 
Заслуги ДУМ РТ были отмечены в выступлении главного советника Управления президента РФ по внутренней политике Алексея Гришина. Важнейшей из них, по его словам, стало то, что «в сложнейшие годы, когда российский ислам подвергся экстремистской агрессии, Духовному управлению мусульман РТ, при поддержке властей республики, удалось предотвратить процесс религиозного разобщения и столкновений на религиозной почве». Он отметил также, что при активной поддержке федеральной и республиканской власти мусульманам республики удалось провести реформу религиозного образования и фактически воссоздать систему подготовки религиозных исламских кадров. 
По завершении поздравительной части делегаты приступили к голосованию. После переизбрания муфтия на должность главного казыя республики был переизбран Джалиль Фазлыев, а на должность первого заместителя ДУМ РТ Ильдус Фаизов – ранее руководитель отдела проповеднической деятельности и имам мечети «Булгар» в Казани. Должность в течение многих лет занимал Валиулла Якупов, но около двух лет назад был вынужден покинуть ее в результате требования имамов из закамских районов республики. Многие рассматривают избрание первым заместителем муфтия нового человека (а исполнял обязанности первого заместителя с апреля 2008 по февраль 2010 Рамиль Юнусов – имам мечети Кул-Шариф) как начало, как принято говорить, операции «Преемник». Ильдус Фаиз в течение нескольких лет руководит мечетью, бывшей некогда оплотом мусульманского раскольничества в Казани. Под его началом издаются мусульманские газеты на татарском и русском языках, готовятся радиопередачи, изданы диски по основам богослужения по ханафитскому мазхабу. 
После избрания Ильдус хазрат выступил со своего рода программной речью, основным тезисом которой также стал призыв к активизации проповеднической миссии, активному использованию для этих целей современных технологических возможностей, налаживанию контактов с татарской интеллигенцией. В целом, его можно охарактеризовать как молодого, активного, имеющего управленческие задатки и ораторский талант (в прошлом Ильдус Фаиз – профессиональный артист татарского драматического театра) и имеющего политическое чутье человека. 
Таким образом, выходит, что основными задачами ДУМ РТ, обозначенными на съезде, продолжают оставаться проблемы просвещения. Необходимая для этого инфраструктура (наличие минимума имамов и литературы, мечети, медресе, исламские сми) созданы, но окончательно выбить почву из под ног представителей нетрадиционных для Татарстана течений в исламе пока не удается. И это не удивительно – большинство наблюдателей на съезде поразило вот что: порядка 80 % делегатов были люди, старше 60 лет, которые в силу хотя бы своего возраста, справиться с поставленными задачами ни при каких условиях не могут. То, что в сельской глубинке 99% имамов – пенсионеры без достаточного уровня религиозного образования будем считать объективным фактором. Но ведь необходимо приглашать на подобные форумы молодежный актив, пусть без мандатов, а для того, чтобы расширяли свои горизонты, чтобы они были осведомлены о позициях представителей светских властей, ученых, соседних муфтиятов, взрослели, набирались опыта, крепли. 
Интриги в собственно повестке дня съезда практически не было, голосование, избрание, поздравления стали скорее фоном для других вопросов, волнующих мусульманское сообщество России в настоящий момент. А именно для обсуждения темы объединения мусульманских централизованных религиозных структур России. На одной площадке выступили главы СМР, КЦ МСК и ЦДУМ, представитель Аппарата Президента России, муфтий Татарстана, президент Татарстана. Публичного обсуждения вопроса в таком широком формате и на таком широком уровне до сих пор не случалось. Мнения каждого из участников обсуждения портал IslamRF опубликовал. 
Важнейшей деталью прошедшего форума стало то, что он полностью шел на татарском языке (за исключением выступлений представителей не татарской национальности). Эта принципиальная позиция татарстанского муфтията словно является сигналом федеральным властям о том, что несмотря на последние законодательные новшества, в результате которого «анна теле» (букв. «язык матери») практически вытеснен из школьного образовательного пространства, татарский язык востребован, татары-мусульмане не хотят отказываться от него и считают его своим основным рабочим языком, основным языком своей проповеди. Проповеди ханафизма. 
Кроме того, съезд войдет в историю как форум, на котором Минтимер Шаймиев чуть ли не впервые публично проявил свою принадлежность к мусульманской религии. В начале съезда он вместе со всеми участниками поднял руки в традиционном мусульманском жесте во время молитвы, а затем начал речь с традиционного мусульманского «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного». И хотя для лидеров Северо-Кавказских республик такое является привычным, для поволжского региона это практически прорыв. Не далее как 24 сентября 2009 года в Москве на конференции «Россия и исламский мир – партнерство во имя стабильности» президент Башкортостана М.Рахимов и постпред РФ при ОИК К.Исхаков вознесение коллективной молитвы ко Всевышнему проигнорировали. 
После оставления должности президента РТ (это случится 25 марта 2010 года) Минтимер ага намерен заняться восстановлением Болгарского музея-заповедника и организацией в нем на высоком уровне годовщины принятия ислама предками современных татар. А если учесть, что Шаймиев совершенно определенно высказался в пользу объединения мусульман России, а один из северо-кавказских муфтиев уже предложил его на должность главы объединенного муфтията, результатом работы состоявшегося съезда могут стать серьезные изменения в мусульманской среде. 
Диляра Ахметова Источник: Ислам РФ 

Общественный совет при МВД ЧР, на сей раз прошел в районном центре Козловка. Члены совета встретились с внутренним составом районного отдела милиции, местными представителями власти, общественностью района в доме культуры. Участники встречи и члены совета высказывались по разным вопросам, особо пообщались на тему реформирования системы МВД, которую озвучил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. Муфтий Альбир хазрат Крганов в своем выступлении отметил, что он выступает здесь в трех качествах, как гражданин страны, как глава мусульман региона, и как член Общественной Палаты РФ. Хазрат, поздравляя всех с Днем защитника Отечества, сказал: « Этот праздник объединяет всех наших сограждан и по праву считается всенародным. Во все времена мужество и честь, стойкость и верность долгу особо ценились как в военное, так и в мирное время. Служить Отечеству и защищать благополучие страны- удел не только военных- все мы, отдавая свои знания и опыт, укрепляем духовность, экономику, культуру, безопасность нашего государства. Сегодня мы отдаем благодарную дань памяти славных полководцев и отважных воинов многих поколений, отстоявших, не щадя своей жизни, свободу и независимость нашей Родины, выражаем особое уважение и глубокую признательность тем, кто с честью продолжает героические традиции, посвятил свою жизнь нелегкой воинской службе, укреплению обороноспособности и могущества России. А мы, религиозные деятели традиционных конфессий, тоже ваши коллеги, мы духовные солдаты границы Отечества, и стараемся не пропустить чуждой интервенции. Говоря о доверии и роли МВД, Муфтий отметил, что, к сожалению, последние негативные события стали сильно политизированы. Как будто общество пытаются натравить против системы МВД, но в тот же момент мы должны не забывать, а как можно представить страну без системы МВД. Сегодня милиция является лицом власти и показателем состояния общества. Как татары говорят «Какое ведро такая и крышка», какое общество такая и милиция, мы должны каждый начинать с себя. Духовная пустота общества сказывается на нашей жизни, мы должны стараться меняться, пересмотреть свои этические нормы поведения, ценности, парадигму. И сколько бы нам не говорили и не приводили иностранные примеры, я считаю, мы должны изучить опыт наших предков, как они жили, к чему стремились и выработать современный свой, российский путь решения насущных вопросов. в Козловке прошло выездное заседание Общественного совета при МВД под председательством генерал-майора милиции Михаила Киселева. На нем были обсуждены итоги 2009 года и планы на текущий период, а также начавшаяся реформа Министерства внутренних дел. Как сообщил секретарь Общественного совета, временно исполняющий обязанности начальника пресс-службы МВД, подполковник милиции Дмитрий Иванов, Совет был создан пять лет назад и включает сегодня свыше тридцати человек с активной жизненной позицией: депутаты, правозащитники, предприниматели, журналисты, представители основных религиозных конфессий. При Общественном совете уже несколько лет функционирует институт культуры для сотрудников милиции, призванный повысить образовательный и культурный уровень стражей порядка, научить их грамотному общению с жителями и гостями республики. Принята программа «Общественность за безопасность дорожного движения», проводятся турниры для детей из неблагополучных семей и воспитанников детских домов и интернатов, учреждена общественная награда – как для лучших милиционеров, так и для тех, кто помогает милиции в работе. Однако больше всего выступлений, прений и дискуссий вызвала начавшаяся реформа МВД. Свою точку зрения на происходящее имели возможность высказать не только члены совета, но представители общественности Козловки. Именно для того, чтобы слышать их голос, и практикуется проведение выездных, неформальных заседаний совета, сказал в заключение председатель Общественного совета при МВД по Чувашии Михаил Киселев.

Представители трех централизованных исламских организаций России договорились о создании Высшего координационного совета российских мусульман. 

"Единую Россию" обвинили в намерениях ввести государственную идеологию -- сделав православную этику основой модернизации. Поводом для этого стала недавняя дискуссия в политклубах партии власти, на которой обсуждалась тема «нравственной основы модернизации». В руки журналистов попал аналитический материал к этому обсуждению, в котором и говорится о том, что России необходима государственная идеология. 
Кроме того, в этом материале выражается несогласие с декларируемым в Конституции принципом «никакая идеология не может быть признана государственной». Обосновывая свою позицию идеологи ЕР пишут, что «объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии». Тем более, в условиях модернизации, ведь «исторический опыт показывает, что успешное проведение системных реформ... напрямую связаны с сохранением прочного ценностного фундамента общества». А в России «в его основе лежит этика Православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу». 
Все эти цитаты из "Аналитического материала к заседанию Центра социально-консервативной политики партии "Единая Россия», именно они и вызвали обвинения со стороны либералов в антиконституционности и чуть ли не стремлении ликвидировать светский характер нашего государства. Между тем дело вовсе не в желании сделать православие государственной религией. 
Само заседание ЦСКП прошло на днях, и на нем политические клубы ЕР обсуждали проблему нравственной основы модернизации. Тема действительно важная - хотя бы потому, что все граждане России хотят понимать, какое именно общество мы строим. А на одних призывах к патриотизму далеко не уедешь (давно уже прошла эйфория от реабилитации самого понятия «патриотизм»). Похоже, начинают это понимать и в ЕР. И то, что «медведи» выразили готовность опираться именно на «объединяющие большинство нравственные ценности» (а депутат Ирина Яровая даже заявила, что необходим общественный договор по поводу нравственности: «если такого договора не будет, в обществе будет разное понимание ценностных ориентиров»), можно лишь приветствовать. 
Потому что все беды российских реформ 90-х и происходили от нежелания признавать какие-либо общие (для «элиты» и народа) нравственные ценности, тем более - национальные. Если власть и народ договорятся сначала об общей морали (а для этого власть должна «просто» публично признать, что до сих пор мало считалась с национальным укладом), то есть общих духовных ценностях, то потом и с материальными ценностями будет проще. Ведь когда всех объединяет одинаковое понимание добра и зла, справедливости и обмана, чистоты и порока, то и дело общее можно делать. Даже если оно называется модернизация.www.pravoslova.info 

Интервью с деканом Теологического факультета Российского Исламского Университета (г.Казань)Саидом Шагавиевым. Может ли сама религия как особая форма культуры быть причиной трений, экстремизма и терроризма? Содержит ли религия Ислам нормы и предписания, призывающие к насилию, массовым убийствам, взрывам и т. д., или же ее главная функция – проповедование общечеловеческих, гуманистических норм и ценностей? 
Ислам – не просто религия наряду с другими мировыми религиями, как принято считать. Ислам – это вершина системы религиозного учения, включающая в себя все научные знания и затрагивающая абсолютно все аспекты бытия. Ислам существовал с первого дня истории человечества и будет существовать вплоть до последнего. 
Однозначно можно утверждать, что Ислам не призывает к насилию. Идейной основой терроризма служат те разновидности религиозных течений, которые носят экстремистский, тоталитарный характер. Все они отпочковались от истинной религии, подвергая ее определенной ревизии. Они тенденциозно трактуют основные положения, вырывая из контекста, делая акценты на одних догматах в ущерб другим. 
Система взглядов и идей формируют личность, как индивида, как ячейку определенного класса или социальной группы, в которую он входит. И эта система взглядов характеризует данного человека и данное общество. Чтобы быть кем-то нужна идеология. 
Религия как наиболее массовая идеология в каждую историческую эпоху с большей или меньшей активностью использовалась и используется различными социально-политическими силами, в том числе экстремистской направленности для реализации своих целей, нередко весьма далеко выходящих за рамки религиозных. 
Заинтересованность в подобного рода обстановке может быть вызвана геополитическими, экономическими, военно-стратегическими и другого характера интересами. 
Таким образом, основным рычагом экстремистской стратегии явилась идеология, послужившая суррогатом Ислама, на которой она паразитировала и от имени которой выступала. 
Одним из ключевых элементов используемых, как рабочий инструментарий достижения этой цели является ваххабизм, который представляет собой политико-религиозное учение, формирующее суррогат Ислама путем искусственного присвоения внешних форм и атрибутов мусульманской религии. 
Используя фактор информационно-идеологической незащищенности, ваххабизм получает свое благополучное распространение, подменяя собственными лозунгами каноны Ислама и умаляя тем самым свободу вероисповедания миллионов мусульман. 
Исторически течение ваххабизм, представлявший сугубо политическую субстанцию, служил инструментом разворачивания внутриисламского конфликта, при котором активно происходившее разобщение мусульман достигало критической массы своего развития и перерастало в противоборство, а в ряде случаев, приобретавшее характер вооруженных столкновений. 
По этому безотказному сценарию и сегодня политика, направленная на разрушение Ислама, продолжается и успешно выполняет поставленные перед ней задачи. 
«Игра на религиозных чувствах» по плану авторов дьявольского сценария должна приобретать такой степени размах, при котором создается ситуация невозможного контролирования государством собственных территорий, что не только гарантирует его ослабление на международной арене, но и ставит под угрозу целостность его существования. 
Подобная расстановка сил в полной мере соответствует интересам авторов и вполне успешно достигается. 
Ваххабизм - это идеология, выбранная в качестве катализатора вдохновения и привлечения новых ресурсов в большую авантюру под названием война с Исламом. 
Внедрение ваххабизма обязательно приводит к следующим сугубо негативным для общественной стабильности и государственной безопасности последствиям: 
- раскол национального мусульманского сообщества в той или иной стране; 
- создание из части расколотого национального мусульманского сообщества активной антисистемной (антигосударственной) группы или групп; 
- включение этой группы во всемирную сеть ваххабитских организаций с единой идеологией, централизованным руководством, внешним финансированием; 
- распространение идеологии религиозной и национальной нетерпимости и вражды, реальное осуществление религиозной дискриминации и сегрегации в тех зонах, где ваххабизм сумел закрепиться; 
- теоретическое оправдание насилия, экстремизма и терроризма в отношении всех тех, кто провозглашается "неверными"; 
- активное ведение вооруженной борьбы или осуществление террористических актов против "неверных". 
Исламский фактор удачно используется для создания опасности мировому сообществу в виде терроризма и дальнейшая борьбы с ним дает возможность вмешательства и влияния на внутреннюю политику стран выбранных в качестве ресурсно-сырьевых доноров. Идеология ваххабизма — ложное сознание, выражающее специфические, порой не поддающиеся логике интересы определенного класса, выдающиеся за интересы Божественной религии – Ислама. 
В начале 90-х представители ваххабизма появились и в Татарстане. 
Уважаемый Саид Адгамович, почему ваххабиты выбрали Татарстан как площадку для распространения ? 
С. Ш. «Как правило, религиозные иностранные течения и группы действуют в местах компактного проживания мусульман, часто такие места имеют стратегическое значение, если говорить о каких-то третьих силах. Татарстан является таким регионом. В республике можно распространять свою литературу, благо читатели найдутся, есть люди, интересующиеся вопросами ислама. Здесь можно вербовать в свои ряды, особой трудности в поисках мусульманских людских ресурсов нет. Мусульман, не знающих своих традиций, у нас предостаточно. У нас немало и учащихся в мусульманских заведениях, которым на начальном этапе также можно «вправить мозги». При этом работа ведется не только в Татарстане, ее можно вести с нашими студентами за рубежом. У нас уже есть много молодых людей, получивших образование в традиционно ваххабитских учреждениях. В свое время группы имамов выезжали на курсы в Саудовскую Аравию, конечно же, они изучали там не только арабский язык. В общем, зерна ваххабизма успешно были посеяны в неокрепшие сердца наших мусульман. 

Москва. 18 февраля. ИНТЕРФАКС - Глава северокавказского муфтията Исмаил Бердиев считает разумным создание Высшего координационного совета мусульман России. 

13 февраля в Доме татарской культуры г. Ульяновска состоялась Международная научно-практическая конференция на тему «Историческая роль Волжской Булгарии в принятии, становлении и распространении Ислама в Поволжье и Приуралье. Организаторами конференции выступили Общероссийское общественное движение " Российское исламское наследие” и Центральное духовное управление мусульман России при содействии "Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования” В работе конференции приняли участие зарубежные делегации, председатели духовных управлений мусульман ЦДУМ и Совета Муфтиев России, руководители и председатели общественных организаций , известные ученые. Перед уважаемой аудиторией выступил и Верховный муфтий Талгат-хазрат Таджуддин. Докладчики говорили об истории Булгарии, важных достижениях в различных сферах наших предков; о влиянии ислама на булгарские традиции и важности изучения истории Булгар для современной молодежи, о необходимости пропаганды традиций волжских булгар, основанных на взаимном уважении, дружбе народов,толерантности и любви к своей великой Отчизне-России. На конференции делегацию ДУМ ЧР возглавил ректор медресе "Гулистан” ДУМ ЧР Ямалутдинов Наиль – хазрат. От имени муфтия Чувашской Республики с докладом выступила проректор медресе «Гулистан» Земдиханова Н.Н.

Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин предложил образовать Высший совет мусульман страны, сопредседателями которого стали бы главы трех ведущих исламских объединений - ЦДУМ, Совета муфтиев и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. 

Глава Духовного управления мусульман Чувашии, первый зампред Центрального духовного управления мусульман России, член Общественной палаты РФ муфтий Альбир Крганов делится с порталом "Интерфакс-Религия" своим видением необходимости, перспектив и возможного формата объединения российских мусульман. 

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.