Делаются все попытки использовать исламский фактор для дестабилизации обстановки в Поволжье, особенно в Татарстане. Единственный мощный стабилизирующий фактор, препятствующий политическим играм с Исламом в Татарстане, является традиционный ислам и суфизм. И поэтому борьбе с ними в этом регионе уделяется особое значение, поскольку это препятствие, на пути разрушения Ислама. Что же противостоит ваххабитам в РТ? Кто их враг?
С. Ш.: «Ваххабитам противостоят мусульмане традиционного направления. Они и являются их врагами, больше чем другие, чем власти, чем какие-то другие течения и направления. Есть интересные моменты, когда нурситы (нурджылар), таблиговцы противостоят им, даже пресловутый хизб-ут-тахрир и тот не ладит с ними. Есть даже некоторые ваххабиты, которые готовы помочь властям в борьбе с нурсизмом и хизб-ут-тахрир. Традиционно их не переваривают суфии, представители суфийских тарикатов. Слово «суфий» для ваххабитов вроде ругательства и ярлыка неблагонадежности. Впрочем, они также не любят ашаритов и матуридитов, считая их еретическими течениями в акыде. Традиционным мусульманам помогает татарская интеллигенция и общественность, которая способна анализировать ситуацию. Добавлю, что есть духовная поддержка мусульманских богословов суннитского толка из исламских стран, тех, кто не подвергся влиянию ваххабитской глобализации».
Каковы источники распространения идеологии ваххабитов в РТ?
С.Ш.: «Есть разные источники и факторы. О чем-то я уже сказал раньше. Источниками могут быть книги, брошюры, диски, проповеди, лекции, газеты, Интернет. Люди, которые занимаются обеспечением всей этой инфраструктуры. Мусульмане, которые побывали за рубежом, особенно в Саудовской Аравии, учились там, хотя есть исключения из правил. Преподаватели религиозных дисциплин, деятельность которых не подконтрольна. Всех же невозможно проверить. Сколько сейчас литературы продается, которую никто не проверяет, а народ, молодежь, все это покупает и просматривает. В сети Интернета это еще сложнее. Сейчас вся информация перемешана, т.е. материалы традиционного толка подаются с материалом ваххабизма, не специалисту здесь не разобраться. Неприятно, когда видишь, что идеи ваххабизма распространяются и на татарском языке. На издание и переводы такого рода деньги всегда находились, и немалые».
Для идеологической подпитки в ход идет соответствующая литература, аудио и видео продукция с проповедями и лекциями идеологов антинаучного относительно исламской науки учения. Кто, по вашему мнению, является их идеологом в Татарстане ?
С. Ш.: «Основная их каноническая опора это книги Ибн Таймии и труды Мухаммеда ибн Абдуль-Ваххаба. Как говорят некоторые богословы традиционного толка, книги таких людей лучше не читать, особенно тем, кто не достиг степени определенной исламской учености. Чтение их книг приводит к путанице и смятению в вопросах акыды. Возможно, что есть люди за рубежом, которые корректируют действия своих последователей через широкую сеть представителей. Таких местных авторитетов ваххабитов, как в Дагестане, у нас не было. У нас можно говорить лишь о группе идеологов мелкого масштаба…»
Идеология ваххабизма это не исламская наука (хотя может включать в себя научные знания). Она может существовать лишь до тех пор, пока она не сталкивается с исламской наукой и достоверными фактами. Ваххабизм при верификации через историю Ислама и исламских ученных, превращается в фикцию. Но вернемся в наш регион. Есть мнение, что татарстанские ваххабиты отличаются от арабских. Этол действительно так?
С. Ш.: «Ваххабиты нынче такие разные, умеренные и крайние, явные и тайные. С точки зрения традиционного ислама, принадлежность к ваххабитам прежде всего определяется по теологическим воззрениям, а потом уже по внешним проявлениям. Сегодня более грамотные ваххабиты позиционируют себя ярыми ханафитами, совершают намаз и другие столпы ислама по школе Абу Ханифы, ибо так можно обрести больший авторитет среди местного населения. Для истинных ваххабитов не важно, какой из мазхабов фикха вы избираете. За отклонение в вопросах фикха сурового наказания не полагается, потому что они связаны с иджтихадом, который даже при ошибке обеспечивается савабом (бонусами в загробной жизни). А вот в вопросах акыды, ни каких отступлений не возможно. Поэтому у нас есть ваххабиты в ханафитском обличье, которые, может быть, более опасны для нас, чем те, кто открыто и наивно исповедует ваххабизм внутренне и внешне. В средневековье тоже были ханафиты, бывшие по акыде мутазилитами. Это было одной из причин того, что ханафиты стали себя называть матуридитами. Также дело обстояло с шафиитами, которые вынуждены были подчеркнуть свою принадлежность к мировоззренческому толку ашаритов. Сейчас история повторяется. На данный момент искусственно среди мусульман по всему миру насаждался ваххабизм. Ваххабиты, которые уже критиковали наших авторитетов, таких как имам Абу Ханифа, имам Тахави, имам Матуриди, теперь пытаются показать, что их салафитское учение было искажено поздними последователями, или же говорят о том, что они покаялись за грехи в сфере акыды и вернулись к салафизму. Поэтому, если среди нас появились ханафиты-салафиты, то, полагаю, пора духовным лицам собраться и объявить всем, что мы ханафиты-матуридиты. Если этого не произойдет, значит, наши дела плохи. Мне не понятно, почему некоторые татары считают ханафитскую школу фикха более правильной, а ханафитско-матрудитскую школу акыды неправоверной?! Шихаб ад-дина аль-Марджани в чем только не обвиняли, но он постоянно подчеркивал, что спасутся из мусульман с точки зрения вероучения последователи ханафитской школы и те, кто придерживается подобных взглядов. Можно ли после всего этого считать современных ваххабитов экстремистами? Экстремисты есть среди многих религиозных течений и конфессий. Саудовская Аравия также борется со своими экстремистами, меняет учебные программы и пособия… Но умеренному ваххабиту, особенно слабо подкованному, не далеко до экстремизма. Грамотный вербовщик из числа радикальных ваххабитов легко справится с ним. Ведь у них общие авторитеты и идеология. Разница небольшая в вопросе джихада и пропаганды. Наша мусульманская молодежь запуталась в определениях истинного и ложного, тем более кто оказался под воздействием новоявленной пропаганды. Представьте, к чему может привести отрицание определения веры (иман) в соответствии с учением Абу Ханифы, когда к этому понятию, по сути, добавляются действия или деяния? Неопытный мусульманин (неофит) может прийти к выводу о том, что не исполняющий молитву (намаз) или пост (ураза) не является верующим, и даже является вероотступником, которого следует ликвидировать… Поэтому, по-моему, ваххабит, даже умеренный, потенциально опасен для нашего общества. Он может прекрасно существовать в странах типа Саудовской Аравии, но у нас это чревато последствиями».
Как победить идеологию вахаббитов?
С. Ш.: « Сегодня перед мусульманами Татарстана, стоит не только задача возрождения ислама и его ценностей среди его последователей. В настоящее время актуально говорить о возрождении традиционного ислама или его форм, традиционно распространенных среди мусульман нашего региона. Имеется в виду не только обрядовая сторона ислама, но и его духовная составляющая, под которой понимается мировоззрение и внутреннее ощущение. В области исламского права мусульмане Волго-Уральского региона возрождают религиозную практику школы имама Абу Ханифы. В сфере исламского вероучения – мировоззренческое учение имама Абу Мансура аль-Матуриди, который в принципе систематизировал идеологические убеждения того же Абу Ханифы. В сфере же исламской этики – суфийское учение святого из Бухары Баха ад-дина Накшбанда, который тоже был ханафитом. Эти три ключевые фигуры являлись маяками исламской учености татар, башкир и других соседних мусульманских народов, по-крайней мере, несколько столетий. В течение семидесяти лет XX века мусульмане нашей страны были оторваны от своих традиций, предпринимались попытки сохранения их в отдельных семьях, хотя бы на примитивном уровне. В результате в 1990-ые годы мусульманские общины возглавили духовные лица, на самом деле, потерявшие связь с прошлым, незнакомые с великим наследием своих предков, и не способные «отделять зерна от плёвел» в силу небольших знаний об исламе. Они не смогли противостоять идеологической интервенции, имевшей хорошую финансовую подпитку. Зарубежные «доброжелатели» воспользовались невежеством и временным смятением наших мусульман, посеяв в их рядах учения своих толков и школ ислама, нетрадиционных для нашего народа. Мы являемся свидетелями того, что некоторые местные мусульмане отвергают вековое богословское наследие и не признают авторитет ранних ученых ханафитского мазхаба, не говоря уже об их позднем поколении. Не только среди мусульманской молодежи, но и среди уважаемых зрелых представителей духовенства мы видим последствия пропаганды т.н. «салафитской» глобализации исламского мира. Поэтому, полагаю, что настало время решительных действий со стороны мусульманского духовенства, понимающего проблемы такого рода, и исламоведов, особенно вовлеченных в систему мусульманского образования. Имеются в виду изменения в учебных программах образовательных учреждений, конференции, курсы повышения квалификации, теле и радиовещательные проекты, выпуск специализированной литературы. Требуется определенная жесткость и четкость позиции ДУМ, выраженные в уставе. Матуридизм не может быть в Татарстане еретическим, это и есть ахль ас-сунна валь-джамаа (этот термин не был придуман ваххабитами!). Это нужно повсеместно объявлять на хутбах и меджлисах. Надо постараться пригласить известных проповедников традиционного ислама из арабского и мусульманского мира для публичных лекций. Нужно показать, что есть исламское антисектантское движение в мире. Для нас, татар, актуально возрождать традиции, связанные с тремя упомянутыми авторитетами: Абу Ханифа, Матуриди, Накшбанд. Ведь в тех мусульманских странах и регионах, где сильны традиции, ваххабизм практически бессилен. Требуется активная позиция и самих мусульман традиционного толка, время настало. Все это поможет победить не только идеологию ваххабитов, но и другие течения нетрадиционных толков ислама. Пусть Аллах укажет нам на истину и дарует следование ей».
Ваххабизм с оружием в руках или без, несет в себе глобальную угрозу, как для Татарстана, так и для России. Это течение представляет самую большую угрозу и для самой религии Ислам. Ни одна другая идеология не нанесла большего вреда для религии Ислам, в плане дискредитации и окрашивания в кровавые тона, какую нанесла идеология ваххабизма со дня своего зарождения.
Ришат Хамидуллин (газета "УММА")