Жизнь махалли

Члены Общественной палаты не поддержали инициативу Московской городской думы исключить из подсудности суда присяжных дел об экстремизме и ужесточить ответственность журналистов за публикации на соответствующие темы. В конце февраля законопроект о внесении изменений в УК и УПК РФ прошел первое чтение в столичном парламенте. 

Общественная палата РФ отрицательно оценивает законопроект Мосгордумы, который предполагает внесение изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты, чтобы сделать более эффективной борьбу с экстремизмом и расизмом. Соответствующее заявление 9 марта этого года приняла комиссия Общественной Палаты по межнациональным отношениям и свободе совести. По ее оценке, ради этой борьбы не следует ограничивать участие в ней суда присяжных, вводить серьезные ограничения для деятельности СМИ, а также восстанавливать смертную казнь за преступления в этой сфере. Схожие оценки высказал и глава комиссии по надзору за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена, который также принимал участие в заседании. "Те положения законопроекта, которые я увидел, меня как гражданина России очень тревожат. Вся ответственность перекладывается на суд присяжных, что якобы в нем не работают специалисты. Но проблема не в этом, а в том, как правоохранительные органы подходят к рассмотрению этой категории дел. Говорить, что нет специалистов среди присяжных, просто недопустимо", - сказал А.Кучерена. Кроме того, он отметил, что Общественная палата "однозначно занимает отрицательную позицию по возвращению смертной казни". "Больше всего тревожит, что некоторые горячие головы не могут успокоиться - все время хочется репрессий", - заметил А.Кучерена. В свою очередь председатель комиссии по свободе слова Павел Гусев в ходе заседания комиссии счел необходимым дать оценку тому, что в своем законопроекте Мосгордума предлагает запретить СМИ, рассказывая о преступлениях, называть национальность и вероисповедание как преступников, так и пострадавших. "Если запретить писать это, это и еще это, то мы сразу превратимся в "счастливую" страну, которую представляли в начале 50-х годов", - сказал П.Гусев. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов, который участвовал в заседании, обратил внимание на то, что по Конституции говорить о своей национальности может только сам человек. Кроме того, по его словам, законопроект подразумевает запрет на указание национальности и вероисповедания лишь до тех пор, пока не раскрыто, по каким мотивам совершено преступление. В свою очередь, председатель Духовного управления мусульман Чувашской республики Альбир Хазрат Крганов обратил внимание участников заседания на вред религиозного экстремизма как деятельности в сфере межрелигиозных отношений. «Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случаях использования религиозной идеологии для прикрытия в националистических, сепаратистских целях», - сказал А.Крганов. Он также отметил, что ислам не имеет ничего общего с экстремизмом.

                         Бисмилләһир-рахманир-рахим!    Уважаемые делегаты и гости съезда! От имени Государственного Совета, Правительства Татарстана и от себя лично сердечно приветствую и поздравляю вас с началом работы IV съезда мусульман. Казалось бы, совсем недавно в этом зале проходил первый объединительный съезд мусульман республики. Но прошло уже двенадцать лет. За эти годы заметно преобразилась республика, серьёзно укрепив свой авторитет на федеральном и международном уровнях. Усилило свои позиции и Духовное управление мусульман. При этом отрадно, что мусульмане Татарстана, сохраняя свою приверженность традиционному укладу, занимают активную позицию в решении многих духовно-нравственных и социальных вопросов, стоящих перед республикой. В этой связи позвольте выразить слова искренней благодарности за ваш труд, пожелать нескончаемую щедрость и блага Всевышнего. Но жизнь продолжается, общественное развитие постоянно сталкивается с новыми вызовами, в том числе и в сфере конфессиональных отношений, в частности, мусульманского развития. В этой связи очень важно выстраивание продуманной, взвешенной политики, необходим критичный взгляд на происходящее. К сожалению, здесь мы нередко встречаемся с упрощённым восприятием реалий, стремлением к сиюминутной выгоде, одним словом - плывём по течению, особо не утруждая себя изучением сути проблем и поиском решений. Как известно, у татар в течение многих веков на базе ханафитского мазхаба была выработана гибкая и интеллектуально осмысленная модель ислама, которая дает возможность совмещать толерантность и богобоязненность. Кроме того, в тысячелетней исламской истории наших предков не было богословско-правовых колебаний. Как они приняли, так и придерживались ханафитского мазхаба. Они доказали, что ханафитский мазхаб - идеальный вариант для многоконфессионального сообщества и развития самой уммы. Получается, что теоретически у нас выбор вроде бы и есть, а на практике его нет. И с большим сожалением я должен отметить, что процесс возвращения традиций в татарское общество пока не стал духовно консолидирующим фактором. Напротив, мы видим, что в отношении к традициям поляризация представлений всё больше и больше углубляется. Более того, всё чаще словосочетание "ханафитский мазхаб" становится прикрытием для отдельных лиц, распространяющих чуждые для татар религиозные идеи, иначе они не смогли бы работать в мечетях Татарстана. А ведь в уставе ДУМ записано, что мусульмане республики приверженцы ханафитского мазхаба. В этом вопросе должна быть жесткая позиция нашего духовенства. Следующий срок будет для ДУМ РТ ключевым в решении этого вопроса. О негативных проявлениях в мусульманском сообществе Татарстана свидетельствуют и судебные процессы над участниками радикальных религиозных групп, и многочисленные обращения граждан по поводу совершения имамами в районах и городах ритуалов и чтения проповедей по нетрадиционному для нашего народа порядку. И это уже становится достаточно серьёзной проблемой, требующей незамедлительного принятия мер. И, в первую очередь, со стороны Духовного управления мусульман, муфтия, имам-мухтасибов. В этом вопросе важную роль должен был бы сыграть Совет Улемов. Однако со дня своего формирования он практически не работал. Вместе с тем, литература сомнительного характера продолжала и продолжает поступать в книжные магазины и учебные заведения. В стороне не должны оставаться и казыи. Необходимо изменить свою тактику действий - активнее и жёстче реагировать на нездоровые процессы. К сожалению, в большинстве случаев наши священнослужители ведут себя достаточно пассивно, как бы наблюдают со стороны. Спрашивается, в угоду кому это делается - своему народу, мусульманской общине или у кого-то есть и другие интересы?! Понятно, что для массового возрождения ислама интеллектуальная и кадровая база пока ещё достаточно слабая. Возможно мы еще не доросли в полной мере до осмысления глубинной сути богословских традиций. К сожалению, можно констатировать, что и мусульманской интеллигенции сегодня практически нет. При этом, для молодёжи с её юношеским максимализмом порой ближе, как ни печально, упрощённое восприятие религиозных ценностей. А ханафитский мазхаб богословски и интеллектуально насыщен. С мусульманской молодёжью надо более предметно работать, обучая её не только читать намаз, а размышлять и адекватно воспринимать современные реалии. Конечно, это не просто. Мы живем в современном, динамично развивающемся обществе. Наша молодёжь должна быть всесторонне образованной. В этой связи нельзя не подчеркнуть особую роль мусульманского образования. Оно, действительно, уже должно стать полноценной системой, работающей по единым стандартам, чего пока нет. У нас работает один из лучших в России мусульманских вузов - Российский исламский университет, который, вне всякого сомнения, способен стать методическим и консолидирующим центром в этой сфере. Духовному управлению надо активнее использовать его потенциал. В этом отношении важную роль должен сыграть и Центр исламоведческих исследований при Академии наук РТ, который с этого года приступает к полноценному функционированию. Несмотря на то, что в нашей республике медресе работают уже в течение 20 лет, по сведениям самого Духовного управления мусульман РТ, сегодня общины республики только на 15 - 20% обеспечены образованными имамами. Для кого тогда мы готовим кадры? Что делает ДУМ РТ, чтобы закрепить кадры на местах? В целях сохранения собственных кадров - имамов, получивших образование в Татарстане, Духовное управление мусульман должно вести последовательную и эффективную работу. А государственные органы и главы администраций должны оказывать содействие в этом. Мы знаем, что у ДУМ РТ уже есть неплохие наработки в части создания своих структур для решения экономических проблем. Это и центр "Идел-хадж", комитеты "Закят", "Халяль", "Вакф". Однако я не могу сказать, что все они работают эффективно. Хотя и времени для этого необходимо больше. Да, для полноценной работы вакуфной системы пока нет достаточной правовой базы. Но нет и никаких правовых ограничений на сбор закята и других видов саадака - эти нормы отражены и в Уставе ДУМ РТ. Думаю надо поправить и ситуацию с религиозной организацией - фондом "Вакф", где учредителями являются только частные лица. Такого, конечно же, быть не должно. Фонд должен быть подконтролен ДУМ РТ и работать на всю мусульманскую умму. Надо эффективно вести разъяснительную работу, завоевать доверие мусульман, привлекать пожертвования и инвестиции и, самое главное, создать безупречную прозрачность по использованию собранных денег. Каждый мусульманин должен знать, что его доля используется по назначению, а не оседает у кого-то в карманах. К сожалению, не всегда и оказанная помощь оборачивается качественным результатом. Так, например, в Казани Духовному управлению мусульман РТ в безвозмездное пользование предоставлено немало земельных участков, которые не используются даже на треть. Кроме того, в ведение ДУМ РТ было передано 42 здания, из которых 19 практически не используются. Приведу лишь один пример. В начале 2006 года для организации приюта ДУМ РТ было передано историческое здание бывшего детского мусульманского приюта. Однако и здесь никаких действий не предпринято - здание пустует. Надеюсь, что после съезда ситуация выправится. Хотелось бы заострить ваше внимание ещё на одной проблеме. Мне кажется, мы до сих пор, особенно духовенство, недооцениваем роль национального и исторического сознания в осмыслении наших религиозных традиций. Я это вижу на примере споров вокруг Булгара и трактовок некоторых обрядов. Что предосудительного в том, что татары отмечают 3, 7, 40 дней, годовщину смерти близких? Эти обычаи не только не противоречат, но и является довольно эффективной формой сохранения и воспроизводства исламских традиций, пусть в самой простой форме. При этом многие - дети и внуки, стар и млад - впервые и приобщаются к исламу, слышат чтение Корана, проповедь муллы, задают интересующие их вопросы. А что касается Булгар, то одни с председателем ЦДУМ Талгатом Таджутдином уже более 20 лет стремятся ежегодно посещать это городище, другие размышляют о такой правомерности, выдумывая аргументы против них. В этом вопросе нам бы надо занять более чёткую позицию. Булгары - для нас это духовный исток, место, откуда Ислам распространился по всей Центральной России. Одновременно Булгары для нас - это и истоки нашей государственности, а в известном смысле - и всей современной татарской цивилизации. Когда люди приезжают в Булгары, они прикасаются к своей истории, отдают дань своим предкам, которые создали такую высочайшую цивилизацию, посещают "могилы святых". А что здесь недозволенного? Уважительное отношение к своей истории и своим предкам разве не благородное дело? Если находятся люди, которые по незнанию или заблуждению это называют "малым хаджем" (паломничеством), как-то по-другому трактуют посещение Булгар, им надо объяснить истинный смысл этого события. Не надо на пустом месте создавать проблемы и отбивать желание людей любить свою историю и почитать своих предков. Проблем и так в жизни хватает. В этом году нам надо хорошо подготовиться и провести мероприятия по случаю очередной годовщины принятия Ислама на высоком уровне, как мы умеем. Я намерен сам посетить Булгары и просил бы ДУМ РТ, имам-мухтасибов активно подключиться к подготовке и проведению "Болгар җыены". Кроме того, вы, наверное, уже знаете, что я принял решение в ближайшей перспективе вплотную заняться вопросами сохранения культурного наследия нашего многонационального народа, а именно, сохранением и возрождением уникальных памятников Древних Булгар и острова Свияжск. С этой целью запускается проект "Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск". Будет создан фонд по подобию фондов реконструкции Благовещенского собора и воссоздания мечети Кул Шариф, каждый сможет внести свою лепту в благородное дело. Воссоздание Булгар как историко-архитектурного памятника федерального значения предполагает большой объём работ: строительство объектов инфраструктуры, включая причалы, коммуникации, а также археологические исследования, восстановление культовых зданий. Понимание по этому вопросу есть и у руководства страны, и финансировать проект республика будет на паритетных началах с федеральным центром. В ближайшие несколько лет Булгар надо сделать привлекательным для гостей и туристов, превратив его в известный историко-туристический и религиозно-духовный центр. Уверен, мы сможем это осуществить. Уважаемые участники съезда! Подытоживая своё выступление, хочу отметить, что следующие четыре года будут для муфтия и Духовного управления довольно сложными. Задача сохранения и укрепления единства мусульманской уммы республики по-прежнему актуальна и требует к себе постоянного внимания, более активной позиции со стороны всех религиозных организаций Татарстана. Эти годы будут очень важными и с точки зрения формирования мусульманской интеллигенции, следования стратегическим богословским ориентирам, чтобы представителей духовенства, говорящих одно, а делающих другое не было в наших рядах. Поэтому с темы единства мы и начали сегодня наш съезд. В последнее время активно обсуждается и вопрос об объединении мусульман России. На мой взгляд, эта инициатива заслуживает поддержки и вместе с тем, требует глубокого осмысления и проработки. Позиция ДУМ РТ в этом вопросе - о необходимости поэтапно-последовательного решения всех проблем, в том числе объединительных процессов внутри территорий, где представлены организации и СМР и ЦДУМ, выглядит достаточно взвешенной и вполне логичной. У нашего народа, да и вообще, в мусульманском мире, есть такая поговорка: "В движении - успех". Давайте будем осознанно двигаться в этом направлении. Надеюсь, что затронутые мною вопросы, те вызовы с которыми сталкиваются мусульмане республики, найдут свое дальнейшее отражение в докладе и выступлениях, а пути их решения лягут в основу резолюции съезда, задав хорошие предпосылки для развития на ближайшие годы. Позвольте пожелать вам плодотворной и успешной работы. Здоровья, душевного спокойствия и благополучия вам и вашим семьям! Спасибо за внимание. 27 февраля 2010 г. По материалам president.tatar.ru 

Казань. 27 февраля. ИНТЕРФАКС - Главы трех централизованных исламских организаций России скептически относятся к идее объединения мусульман путем создания должности верховного муфтия. 

27 февральдә Татарстан мөселманнарының IV корылтае үтте. Җыенда Татарстан Диния нәзарәте башлыгы итеп бертавыштан мөфти Госман хәзрәт Исхакый сайланды. Мөфти Диния нәзарәтен 1998 елдан – рәсми рәвештә бердәм мөфтият төзелгәннән бирле җитәкли. 1998, 2002, 2006 елларда узган корылтайларда да аны мөфти итеп сайлаганнар иде. Татарстан хөкүмәтенең дин эшләре шурасы җитәкчесе Ринат Вәлиуллин дәүләт ягыннан мөселманнар корылтаен оештыру эшенең үзәгендә торган кешеләрнең берсе. Ул "Азатлык” радиосына корылтайдан соң туган кайбер фикерләрен җиткерде. 

27 февраля 2010 года в Казани состоялся IV Съезд Духовного управления мусульман Татарстана. После доклада о проделанной за истекшие 4 года работе на новый – четвертый по счету срок открытым голосованием единогласно был избран Гусман хазрат Исхаков. 
Съезд проходил в Татарском государственном академическом театре им. Г.Камала. Здесь же 12 лет назад – 14 февраля 1998 года состоялся объединительный съезд мусульман Татарстана. Тогда по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева два конкурирующих муфтията республики объединились и избрали единого муфтия. Им, 478 голосами из 738 делегатов (по другим данным -430 голосами из 718) был избран Гусман Исхаков. 
Нынешнюю встречу чтением Корана открыл Габделхамит Зиннатуллин, который 12 лет назад являлся одним из конкурирующих муфтиев. Как и 12 лет назад в съезде принимал участие сам глава республики Минтимер Шаймиев. И практически все выступления, так или иначе, являлись ретроспективой не истекшего отчетно-выборного периода, а пройденного за эти 12 лет пути. 
Гостями съезда стали руководители трех наиболее крупных централизованных мусульманских организаций России Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев, множество региональных муфтиев, видные общественные деятели. 
Делегаты в количестве 528 человек голосовали за открытие съезда, за утверждение мандатной и счетной комиссий, за кандидатуру муфтия, его первого заместителя и главного казыя республики. Каждый раз единогласно, голосов «против» и воздержавшихся не было ни разу. Это, по сути, и есть один из главных активов муфтията Татарстана, нажитых за 12 лет – в духовном управлении царит полное взаимопонимание и консенсус. Как сообщала татарская пресса накануне съезда, выдвинуть свои кандидатуры на должность муфтия планировали мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов и имам мечети «Нурулла» (до 1998 года – один из конкурирующих муфтиев Татарстана) Габдулла Галиуллин. А сам Гусман Исхаков выдвигаться не стремился. Но после консультаций с Минтимером Шариповичем было принято решение, что Гусман Исхаков будет баллотироваться, а первые две персоны отказались от претензий на должность муфтия в ходе этих выборов. 
В документах, подготовленных к съезду, говорится, что за истекшие 4 года в республике открыто 100 новых мечетей, общее количество которых составляет ныне 1200. В республике работает 500 курсов по основам ислама, 40 начальных медресе, 7 средних медресе, 2 высших медресе и Российский исламский университет. Функционируют образовательный, международный, благотворительный, женский, юридический, медицинский и многие другие отделы, создано 25 мусульманских сайтов, 27 периодических изданий с общим ежемесячным тиражом более 70 000 экз. 
Первым на съезде выступил Минтимер Шаймиев. Он также дал положительную оценку событиям 12-летней давности. Президент поблагодарил руководство муфтията за осуществляемую им деятельность, отметил, что ДУМ РТ развивается, расширяет сферы своей активности и принимает участие в решении социальных проблем. 
Вместе с тем, выступление Шаймиева было скорее критичным, нежели хвалебным. Он особо подчеркнул роль и значение ханафитского мазхаба в истории татар-мусульман и отметил, что некоторые имамы в Татарстане совершают религиозные обряды не в соответствии с этим мазхабом, есть и те, кто не придерживается ханафитского вероубеждения, а некоторые и вовсе, «говорят одно, а делают другое». В судах продолжают рассматриваться дела псевдоисламских экстремистов. Этому, по мнению М.Шаймиева, необходимо противостоять активизацией работы в направлении просвещения и образования, укрепления позиций ханафитского мазхаба. 
Критике подвергся Совет улемов ДУМ РТ, который с момента образования в 1994 году не продемонстрировал каких-либо видимых результатов деятельности в научном, ни в общественном направлениях. В качестве основной беды имамов на местах была отмечена пассивность, безразличие. Из 42 помещений, выделенных республиканским правительством на нужды ДУМ РТ 19 не используются, не ведется работа по формированию мусульманской интеллигенции, исламское образовательное поле до сих пор страдает от безсистемности, а в течение 20 лет работы нескольких медресе, проблема обеспеченности мечетей имамами так и не была решена – все это перечислил глава Татарстана. 
Как подчеркнул М.Шаймиев, имамы должны обучать молодежь не только правильно совершать намаз, но и адекватно мыслить, ориентироваться в современных реалиях. Касательно вопроса празднования очередной годовщины принятия ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии, уходящий глава республики подчеркнул, - «не надо создавать проблемы на ровном месте». В данном случае имелось в виду, что некоторые из имамов республики считают данное мероприятие, ежегодно проводимое в Болгаре в начале июня недопустимым с исламской точки зрения, так как оно воспринимается населением как совершение малого хаджа. М.Шаймиев призвал имамов лучше проводить среди верующих разъяснительную работу о сути посещения древнего города, но само празднование не запрещать. В этом году, как пообещал Шаймиев, он будет принимать участие в организации мероприятия лично. Государство Волжскую Булгарию он назвал колыбелью современной татарской цивилизации. Таким образом, тезис о возрождении наследия Булгар как ключевом элементе современной татарской исламской идентичности, постулированный в ноябре 2009 года на форуме ЦДУМ и развитый на конференции 13 февраля в Ульяновске, получил поддержку со стороны М.Шаймиева. 
В качестве подарка ДУМ РТ татарстанский президент преподнес копию рукописного Корана Османа, хранящегося в Ташкенте, которая была сделана по заказу АП РТ. 
Гусман Исхаков в своем отчетном докладе уделил большое внимание высокому уровню взаимодействия между исламскими организациями и государственными и общественными структурами, значению возрождения наследия татарских богословов и роли татарстанских мусульман и Казани в российском мусульманском сообществе. 
Общим в выступлениях главы республики и главы муфтията было побуждение присутствующих имамов активизировать просветительскую работу, перетягивать инициативу от радикальных проповедников в свои руки. 
Высоко оценили достигнутые в Татарстане успехи и личную заслугу в этом М.Шаймиева Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев. 
Глава КЦ МСК наградил Минтимера Шаймиева орденом «За заслуги перед уммой» I степени, а Гусмана Исхакова II степени. От имени ДУМ РТ М.Шаймиеву был вручен и другой орден – «Мэрхэмэт» («Милосердие»). 
Заслуги ДУМ РТ были отмечены в выступлении главного советника Управления президента РФ по внутренней политике Алексея Гришина. Важнейшей из них, по его словам, стало то, что «в сложнейшие годы, когда российский ислам подвергся экстремистской агрессии, Духовному управлению мусульман РТ, при поддержке властей республики, удалось предотвратить процесс религиозного разобщения и столкновений на религиозной почве». Он отметил также, что при активной поддержке федеральной и республиканской власти мусульманам республики удалось провести реформу религиозного образования и фактически воссоздать систему подготовки религиозных исламских кадров. 
По завершении поздравительной части делегаты приступили к голосованию. После переизбрания муфтия на должность главного казыя республики был переизбран Джалиль Фазлыев, а на должность первого заместителя ДУМ РТ Ильдус Фаизов – ранее руководитель отдела проповеднической деятельности и имам мечети «Булгар» в Казани. Должность в течение многих лет занимал Валиулла Якупов, но около двух лет назад был вынужден покинуть ее в результате требования имамов из закамских районов республики. Многие рассматривают избрание первым заместителем муфтия нового человека (а исполнял обязанности первого заместителя с апреля 2008 по февраль 2010 Рамиль Юнусов – имам мечети Кул-Шариф) как начало, как принято говорить, операции «Преемник». Ильдус Фаиз в течение нескольких лет руководит мечетью, бывшей некогда оплотом мусульманского раскольничества в Казани. Под его началом издаются мусульманские газеты на татарском и русском языках, готовятся радиопередачи, изданы диски по основам богослужения по ханафитскому мазхабу. 
После избрания Ильдус хазрат выступил со своего рода программной речью, основным тезисом которой также стал призыв к активизации проповеднической миссии, активному использованию для этих целей современных технологических возможностей, налаживанию контактов с татарской интеллигенцией. В целом, его можно охарактеризовать как молодого, активного, имеющего управленческие задатки и ораторский талант (в прошлом Ильдус Фаиз – профессиональный артист татарского драматического театра) и имеющего политическое чутье человека. 
Таким образом, выходит, что основными задачами ДУМ РТ, обозначенными на съезде, продолжают оставаться проблемы просвещения. Необходимая для этого инфраструктура (наличие минимума имамов и литературы, мечети, медресе, исламские сми) созданы, но окончательно выбить почву из под ног представителей нетрадиционных для Татарстана течений в исламе пока не удается. И это не удивительно – большинство наблюдателей на съезде поразило вот что: порядка 80 % делегатов были люди, старше 60 лет, которые в силу хотя бы своего возраста, справиться с поставленными задачами ни при каких условиях не могут. То, что в сельской глубинке 99% имамов – пенсионеры без достаточного уровня религиозного образования будем считать объективным фактором. Но ведь необходимо приглашать на подобные форумы молодежный актив, пусть без мандатов, а для того, чтобы расширяли свои горизонты, чтобы они были осведомлены о позициях представителей светских властей, ученых, соседних муфтиятов, взрослели, набирались опыта, крепли. 
Интриги в собственно повестке дня съезда практически не было, голосование, избрание, поздравления стали скорее фоном для других вопросов, волнующих мусульманское сообщество России в настоящий момент. А именно для обсуждения темы объединения мусульманских централизованных религиозных структур России. На одной площадке выступили главы СМР, КЦ МСК и ЦДУМ, представитель Аппарата Президента России, муфтий Татарстана, президент Татарстана. Публичного обсуждения вопроса в таком широком формате и на таком широком уровне до сих пор не случалось. Мнения каждого из участников обсуждения портал IslamRF опубликовал. 
Важнейшей деталью прошедшего форума стало то, что он полностью шел на татарском языке (за исключением выступлений представителей не татарской национальности). Эта принципиальная позиция татарстанского муфтията словно является сигналом федеральным властям о том, что несмотря на последние законодательные новшества, в результате которого «анна теле» (букв. «язык матери») практически вытеснен из школьного образовательного пространства, татарский язык востребован, татары-мусульмане не хотят отказываться от него и считают его своим основным рабочим языком, основным языком своей проповеди. Проповеди ханафизма. 
Кроме того, съезд войдет в историю как форум, на котором Минтимер Шаймиев чуть ли не впервые публично проявил свою принадлежность к мусульманской религии. В начале съезда он вместе со всеми участниками поднял руки в традиционном мусульманском жесте во время молитвы, а затем начал речь с традиционного мусульманского «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного». И хотя для лидеров Северо-Кавказских республик такое является привычным, для поволжского региона это практически прорыв. Не далее как 24 сентября 2009 года в Москве на конференции «Россия и исламский мир – партнерство во имя стабильности» президент Башкортостана М.Рахимов и постпред РФ при ОИК К.Исхаков вознесение коллективной молитвы ко Всевышнему проигнорировали. 
После оставления должности президента РТ (это случится 25 марта 2010 года) Минтимер ага намерен заняться восстановлением Болгарского музея-заповедника и организацией в нем на высоком уровне годовщины принятия ислама предками современных татар. А если учесть, что Шаймиев совершенно определенно высказался в пользу объединения мусульман России, а один из северо-кавказских муфтиев уже предложил его на должность главы объединенного муфтията, результатом работы состоявшегося съезда могут стать серьезные изменения в мусульманской среде. 
Диляра Ахметова Источник: Ислам РФ 

Общественный совет при МВД ЧР, на сей раз прошел в районном центре Козловка. Члены совета встретились с внутренним составом районного отдела милиции, местными представителями власти, общественностью района в доме культуры. Участники встречи и члены совета высказывались по разным вопросам, особо пообщались на тему реформирования системы МВД, которую озвучил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. Муфтий Альбир хазрат Крганов в своем выступлении отметил, что он выступает здесь в трех качествах, как гражданин страны, как глава мусульман региона, и как член Общественной Палаты РФ. Хазрат, поздравляя всех с Днем защитника Отечества, сказал: « Этот праздник объединяет всех наших сограждан и по праву считается всенародным. Во все времена мужество и честь, стойкость и верность долгу особо ценились как в военное, так и в мирное время. Служить Отечеству и защищать благополучие страны- удел не только военных- все мы, отдавая свои знания и опыт, укрепляем духовность, экономику, культуру, безопасность нашего государства. Сегодня мы отдаем благодарную дань памяти славных полководцев и отважных воинов многих поколений, отстоявших, не щадя своей жизни, свободу и независимость нашей Родины, выражаем особое уважение и глубокую признательность тем, кто с честью продолжает героические традиции, посвятил свою жизнь нелегкой воинской службе, укреплению обороноспособности и могущества России. А мы, религиозные деятели традиционных конфессий, тоже ваши коллеги, мы духовные солдаты границы Отечества, и стараемся не пропустить чуждой интервенции. Говоря о доверии и роли МВД, Муфтий отметил, что, к сожалению, последние негативные события стали сильно политизированы. Как будто общество пытаются натравить против системы МВД, но в тот же момент мы должны не забывать, а как можно представить страну без системы МВД. Сегодня милиция является лицом власти и показателем состояния общества. Как татары говорят «Какое ведро такая и крышка», какое общество такая и милиция, мы должны каждый начинать с себя. Духовная пустота общества сказывается на нашей жизни, мы должны стараться меняться, пересмотреть свои этические нормы поведения, ценности, парадигму. И сколько бы нам не говорили и не приводили иностранные примеры, я считаю, мы должны изучить опыт наших предков, как они жили, к чему стремились и выработать современный свой, российский путь решения насущных вопросов. в Козловке прошло выездное заседание Общественного совета при МВД под председательством генерал-майора милиции Михаила Киселева. На нем были обсуждены итоги 2009 года и планы на текущий период, а также начавшаяся реформа Министерства внутренних дел. Как сообщил секретарь Общественного совета, временно исполняющий обязанности начальника пресс-службы МВД, подполковник милиции Дмитрий Иванов, Совет был создан пять лет назад и включает сегодня свыше тридцати человек с активной жизненной позицией: депутаты, правозащитники, предприниматели, журналисты, представители основных религиозных конфессий. При Общественном совете уже несколько лет функционирует институт культуры для сотрудников милиции, призванный повысить образовательный и культурный уровень стражей порядка, научить их грамотному общению с жителями и гостями республики. Принята программа «Общественность за безопасность дорожного движения», проводятся турниры для детей из неблагополучных семей и воспитанников детских домов и интернатов, учреждена общественная награда – как для лучших милиционеров, так и для тех, кто помогает милиции в работе. Однако больше всего выступлений, прений и дискуссий вызвала начавшаяся реформа МВД. Свою точку зрения на происходящее имели возможность высказать не только члены совета, но представители общественности Козловки. Именно для того, чтобы слышать их голос, и практикуется проведение выездных, неформальных заседаний совета, сказал в заключение председатель Общественного совета при МВД по Чувашии Михаил Киселев.

Представители трех централизованных исламских организаций России договорились о создании Высшего координационного совета российских мусульман. 

"Единую Россию" обвинили в намерениях ввести государственную идеологию -- сделав православную этику основой модернизации. Поводом для этого стала недавняя дискуссия в политклубах партии власти, на которой обсуждалась тема «нравственной основы модернизации». В руки журналистов попал аналитический материал к этому обсуждению, в котором и говорится о том, что России необходима государственная идеология. 
Кроме того, в этом материале выражается несогласие с декларируемым в Конституции принципом «никакая идеология не может быть признана государственной». Обосновывая свою позицию идеологи ЕР пишут, что «объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии». Тем более, в условиях модернизации, ведь «исторический опыт показывает, что успешное проведение системных реформ... напрямую связаны с сохранением прочного ценностного фундамента общества». А в России «в его основе лежит этика Православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу». 
Все эти цитаты из "Аналитического материала к заседанию Центра социально-консервативной политики партии "Единая Россия», именно они и вызвали обвинения со стороны либералов в антиконституционности и чуть ли не стремлении ликвидировать светский характер нашего государства. Между тем дело вовсе не в желании сделать православие государственной религией. 
Само заседание ЦСКП прошло на днях, и на нем политические клубы ЕР обсуждали проблему нравственной основы модернизации. Тема действительно важная - хотя бы потому, что все граждане России хотят понимать, какое именно общество мы строим. А на одних призывах к патриотизму далеко не уедешь (давно уже прошла эйфория от реабилитации самого понятия «патриотизм»). Похоже, начинают это понимать и в ЕР. И то, что «медведи» выразили готовность опираться именно на «объединяющие большинство нравственные ценности» (а депутат Ирина Яровая даже заявила, что необходим общественный договор по поводу нравственности: «если такого договора не будет, в обществе будет разное понимание ценностных ориентиров»), можно лишь приветствовать. 
Потому что все беды российских реформ 90-х и происходили от нежелания признавать какие-либо общие (для «элиты» и народа) нравственные ценности, тем более - национальные. Если власть и народ договорятся сначала об общей морали (а для этого власть должна «просто» публично признать, что до сих пор мало считалась с национальным укладом), то есть общих духовных ценностях, то потом и с материальными ценностями будет проще. Ведь когда всех объединяет одинаковое понимание добра и зла, справедливости и обмана, чистоты и порока, то и дело общее можно делать. Даже если оно называется модернизация.www.pravoslova.info 

Интервью с деканом Теологического факультета Российского Исламского Университета (г.Казань)Саидом Шагавиевым. Может ли сама религия как особая форма культуры быть причиной трений, экстремизма и терроризма? Содержит ли религия Ислам нормы и предписания, призывающие к насилию, массовым убийствам, взрывам и т. д., или же ее главная функция – проповедование общечеловеческих, гуманистических норм и ценностей? 
Ислам – не просто религия наряду с другими мировыми религиями, как принято считать. Ислам – это вершина системы религиозного учения, включающая в себя все научные знания и затрагивающая абсолютно все аспекты бытия. Ислам существовал с первого дня истории человечества и будет существовать вплоть до последнего. 
Однозначно можно утверждать, что Ислам не призывает к насилию. Идейной основой терроризма служат те разновидности религиозных течений, которые носят экстремистский, тоталитарный характер. Все они отпочковались от истинной религии, подвергая ее определенной ревизии. Они тенденциозно трактуют основные положения, вырывая из контекста, делая акценты на одних догматах в ущерб другим. 
Система взглядов и идей формируют личность, как индивида, как ячейку определенного класса или социальной группы, в которую он входит. И эта система взглядов характеризует данного человека и данное общество. Чтобы быть кем-то нужна идеология. 
Религия как наиболее массовая идеология в каждую историческую эпоху с большей или меньшей активностью использовалась и используется различными социально-политическими силами, в том числе экстремистской направленности для реализации своих целей, нередко весьма далеко выходящих за рамки религиозных. 
Заинтересованность в подобного рода обстановке может быть вызвана геополитическими, экономическими, военно-стратегическими и другого характера интересами. 
Таким образом, основным рычагом экстремистской стратегии явилась идеология, послужившая суррогатом Ислама, на которой она паразитировала и от имени которой выступала. 
Одним из ключевых элементов используемых, как рабочий инструментарий достижения этой цели является ваххабизм, который представляет собой политико-религиозное учение, формирующее суррогат Ислама путем искусственного присвоения внешних форм и атрибутов мусульманской религии. 
Используя фактор информационно-идеологической незащищенности, ваххабизм получает свое благополучное распространение, подменяя собственными лозунгами каноны Ислама и умаляя тем самым свободу вероисповедания миллионов мусульман. 
Исторически течение ваххабизм, представлявший сугубо политическую субстанцию, служил инструментом разворачивания внутриисламского конфликта, при котором активно происходившее разобщение мусульман достигало критической массы своего развития и перерастало в противоборство, а в ряде случаев, приобретавшее характер вооруженных столкновений. 
По этому безотказному сценарию и сегодня политика, направленная на разрушение Ислама, продолжается и успешно выполняет поставленные перед ней задачи. 
«Игра на религиозных чувствах» по плану авторов дьявольского сценария должна приобретать такой степени размах, при котором создается ситуация невозможного контролирования государством собственных территорий, что не только гарантирует его ослабление на международной арене, но и ставит под угрозу целостность его существования. 
Подобная расстановка сил в полной мере соответствует интересам авторов и вполне успешно достигается. 
Ваххабизм - это идеология, выбранная в качестве катализатора вдохновения и привлечения новых ресурсов в большую авантюру под названием война с Исламом. 
Внедрение ваххабизма обязательно приводит к следующим сугубо негативным для общественной стабильности и государственной безопасности последствиям: 
- раскол национального мусульманского сообщества в той или иной стране; 
- создание из части расколотого национального мусульманского сообщества активной антисистемной (антигосударственной) группы или групп; 
- включение этой группы во всемирную сеть ваххабитских организаций с единой идеологией, централизованным руководством, внешним финансированием; 
- распространение идеологии религиозной и национальной нетерпимости и вражды, реальное осуществление религиозной дискриминации и сегрегации в тех зонах, где ваххабизм сумел закрепиться; 
- теоретическое оправдание насилия, экстремизма и терроризма в отношении всех тех, кто провозглашается "неверными"; 
- активное ведение вооруженной борьбы или осуществление террористических актов против "неверных". 
Исламский фактор удачно используется для создания опасности мировому сообществу в виде терроризма и дальнейшая борьбы с ним дает возможность вмешательства и влияния на внутреннюю политику стран выбранных в качестве ресурсно-сырьевых доноров. Идеология ваххабизма — ложное сознание, выражающее специфические, порой не поддающиеся логике интересы определенного класса, выдающиеся за интересы Божественной религии – Ислама. 
В начале 90-х представители ваххабизма появились и в Татарстане. 
Уважаемый Саид Адгамович, почему ваххабиты выбрали Татарстан как площадку для распространения ? 
С. Ш. «Как правило, религиозные иностранные течения и группы действуют в местах компактного проживания мусульман, часто такие места имеют стратегическое значение, если говорить о каких-то третьих силах. Татарстан является таким регионом. В республике можно распространять свою литературу, благо читатели найдутся, есть люди, интересующиеся вопросами ислама. Здесь можно вербовать в свои ряды, особой трудности в поисках мусульманских людских ресурсов нет. Мусульман, не знающих своих традиций, у нас предостаточно. У нас немало и учащихся в мусульманских заведениях, которым на начальном этапе также можно «вправить мозги». При этом работа ведется не только в Татарстане, ее можно вести с нашими студентами за рубежом. У нас уже есть много молодых людей, получивших образование в традиционно ваххабитских учреждениях. В свое время группы имамов выезжали на курсы в Саудовскую Аравию, конечно же, они изучали там не только арабский язык. В общем, зерна ваххабизма успешно были посеяны в неокрепшие сердца наших мусульман. 

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.