Альбир-хазрат Крганов: «Привлечь внимание экспертов к изучению традиции суфизма в России...»

22 апреля 2013

Из стенограммы выступления члена Общественной палаты Российской Федерации муфтия Альбира-хазрата Крганова на научно-практическом семинаре «Религиозный экстремизм на постсоветском пространстве: состояние проблемы и перспективы», 2 апреля 2013 года, Институт стран СНГ.

 Спасибо большое, уважаемые друзья. Называю вас друзьями, потому что мы за круглым столом, вместе обсуждаем очень важную для всех нас тему. Она важна не только для верующих какой-либо одной конфессии, но и для всего разноликого общества нашей страны. В связи с этим позвольте поделиться некоторыми своими соображениями.

Вы знаете, что с началом перестройки, когда все у нас в Советском Союзе произошли изменения, это, конечно же, повлияло и на ход истории наших религиозных организаций. И если до развала СССР существовала достаточно выстроенная система, - Совет по делам религий, другие институты, было единое образовательное поле на всем пространстве СНГ, - то затем в одночасье все это рухнуло. Добавилось и то, что различные иностранные государства использовали религию как некий инструмент влияния на территории постсоветского пространства. Под разными предлогами некоторые политики и политические группы зарубежных стран, «помогали» этим новым государствам бывшего СССР выстраивать свой суверенитет на основе, якобы, разных религиозных воззрений. И если в начале это казалось безобидным, то потом оказалось, что эти иностранцы не совсем друзья и между собой, и для новой элиты, которая постепенно пришла к власти в постсоветских государствах и для простых верующих людей. Когда радикальные группы пришли на территории государств бывшего СССР, то они начали враждовать, в первую очередь, с самим исламом, с религиозными деятелями, начали обвинять их в неверном толковании ислама. Для них что неверующий-атеист, что мусульманин, который не придерживается их воззрений, были абсолютно одинаковы. С этого времени как раз и начался очень болезненный процесс дезинтеграции в нашем духовном деле.

Вы знаете, что у мусульман Советского Союза было авторитетное учебное заведение «Мир-Араб» в Бухаре, наши уважаемые мусульманские лидеры обучались также в Ташкенте. А в самой Российской Федерации таких учебных заведений тогда еще не было. К чести учебного заведения «Мир-Араб» мы сегодня можем сказать, что ни один его выпускник не стал экстремистом, не перешел на сторону радикалов. Это наглядно доказало, состоятельность выстроенной там классической системы исламского образования, её выверенность, в том числе, и в течении последних двадцати лет.

В России с приходом демократии начали создаваться различные обучающие исламу структуры, созданные, в том числе, при помощи разных заинтересованных нероссийских организаций. Напрямую выделялись большие средства, по специальной программе обучались наши дети, для которых проводились т. н. «летние лагеря». Выбирали детей с тем уклоном, который был нужен зарубежным спонсорам, происходил отбор для дальнейшего их обучения за границей. Они уезжали туда отнюдь не по направлению официальных российских религиозных структур, а самостоятельно. К сожалению, их обучение не всегда проходило в государственных учреждениях, а зачастую в неких частных подпольных учебных заведениях. И в итоге мы получили в России, на нашей территории, очень много разных убеждений относительно даже одной конфессии. Наши ребята уезжали за рубеж с искренним намерением обучаться исламу, но в связи с тем, что в разных странах своя точка зрения, свой подход, особенные политические реалии и традиции, по возвращении они начали доказывать на Родине свою «правоту» единоверцам в соответствии с полученными знаниями. Какое направление в исламе более «правильное» - вот это или вот то? Вся эта зарубежная «разность» в подходах к пониманию ислама, которая пришла в Россию привела к борьбе и соперничеству. И, конечно же, это отразилось на наших верующих людях и стало очень большой проблемой. Тогда мы явственно с горечью осознали, что в России, оказывается, на тот момент не существовало авторитетного исламского учебного заведения.

И тогда, в 90-х годах, мы открыли учебное заведение, медресе им. Ризаэтдина Фахретдина, которое затем стало Исламским институтом. И сегодня в Уфе и Казани у нас, слава Богу, есть мусульманские вузы. Отрадно также, что и на нашем Северном Кавказе на хорошем арабском языке ведутся занятия и постепенно выстраивается собственная российская мусульманская образовательная составляющая. Вы знаете, что есть программа углубленного изучения ислама в известных российских светских вузах.

Тем не менее, всего этого явно недостаточно. Ситуация оставляет желать лучшего, так как в России необходимо исламское учебное заведение хорошего международного уровня. В этом плане, на мой взгляд, заслуживает внимания предложение Романа Силантьева о возможности привлечения для обучения исламу мусульманских ученых из Сирии с учетом того, что в этой стране в какой-то мере сложился положительный межконфессиональный консенсус и есть определенное сходство с российскими реалиями. Там, несмотря на сложность нынешней ситуации, живут порядка 10% христиан, сохраняются хорошие отношения, мультикультурализм. Это один аспект, которым я хотел с вами поделиться.

Другая тема, которую сегодня озвучивал наш модератор, заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев, связана с возрождением исламской духовной составляющей. В российском исламе существует институт духовных управлений, это как бы административные органы, которые взаимодействуют, с одной стороны, с властью, а с другой - с религиозными организациями. От того, насколько правильно будет выстроено это взаимодействие, тоже зависит многое.

Но в этом контексте существует еще неизученная в полной мере составляющая, которая имеет отношение к Тасаввуфу или суфизму. Суфизм, к сожалению, сегодня не то, чтобы не изучен, он сегодня очень многих людей пугает. Тот суфизм, который был на Кавказе, когда мюриды под флагом защиты веры вставали на борьбу с врагом, вполне понятен. Так как, на мой взгляд, в то время эта тема использовалась именно для решения локальных, территориальных политических задач. Но и там, на Северном Кавказе, сегодня есть разные направления, между которыми тоже иногда возникают вопросы, и та радикально настроенная часть, которая хотела взорвать эту территорию, сегодня очень старается перессорить между собой разные суфийские направления.

Говоря же о суфизме у татар и башкир, мы знаем, что еще до того, как примерно 225 лет тому назад Екатериной II было создано Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (ОМДС), работу с мусульманами вели именно суфийские деятели. Однако тема эта очень малоизученна. В настоящее время переводятся труды известных суфиев прошлого, таких как имам Аль-Газали, и это отрадно. Однако, на мой взгляд, было бы неплохо почитать книги по этой тематике наших татарских богословов и поднять архивы с целью изучения опыта отечественного прошлого в этом направлении. Но нашим экспертам к сожалению как-то лень, и не доходят до всего руки. В то же время, иностранные специалисты, молодые ребята из Германии, Америки, Японии, в Казани читают наши книги, пишут монографии про татарский суфизм в России. И мне весьма интересно, до чего же они про нас допишутся?

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.