В Москве проходит международная конференция на тему «Вакф и Благотворительность»

29 сентября 2015

 

Сегодня в РАНХиГС начала работу Международная конференция по теме Вакфа(неотчуждаемое имущество) и благотворительности. Организаторы мероприятия ТПП и Малазийский университет UNIRAZAK, Международный Центр по исследованию Вакфа (неотчуждаемого имущества), Международный Исламский университет Малайзии (IIUM) и «Bank Kerjasama Rakyat (M) Berhad», Ассоциация региональных инвестиционных агенств при поддержке РАНХиГС и Фонда развития Исламского бизнеса и финансов (IBFD Fung). "Московский Муфтият" является партнером данного важного форума.

Конференция продлится с 28 сентября по 1 октября 2015 года.

На мероприятии принимают участие более 200 представителей из разных стран, так же представители традиционных религий России, общественные и политические деятели, бизнесмены, юристы, доктора экономических и шариатских наук, СМИ.

Ниже приводится текст выступления заместителя руководителя Международного отдела при Духовном Управлении Мусульман г.Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият" Андрея Рожнова

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Ассаламу Алейкум, братья и сестры!

Позвольте поприветствовать Вас от имени главы Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центарльного региона «Московский Муфтият», члена Общественной Палаты РФ, муфтия Альбира хазрата Крганова.

Одним из основных форм собственности религиозных организаций является вакуфное имущество (вакф).

Вакф представляет собой имущество, отчужденное в благотворительных целях. После передачи определенного имущества в вакф оно уже не является собственностью учредителя вакфа (вакифа), не становясь вместе с тем собственностью того, кто получает вакф управляет им в интересах обозначенных вакифом выгодоприобретателей. Имущество, переданное в вакф, запрещено использовать не по назначению, установленному учредителем вакфа.

Таким образом, вакуф — это неотчуждаемая недвижимость, безвозмездно переданная в собственность мусульманской организации.

В качестве примера реализации практики ведения имущества вакуфов можно рассмотреть опыт и наработки Республики Татарстан в этом направлении. Включение по воле объединительного съезда мусульман Республики Татарстан в 1998 году в устав ДУМ Республики Татарстан специальной должности «Председателя вакуфов» в ранге Первого земестителя муфтия является убедительным знаком насущной необходимости возвращения такого феномена жизнедеятельности мусульманского сообщества, как вакф в современную жизнь мусульман. Очевидно, что явление вакуфов как таковых было полностью утрачено в советское время, поэтому стояла двоякая задача — теоретическое осмысление и практическое воплощение в жизнь вакуфной собственности.

Вакуфное имущество не должно быть передано в собственность религиозных организаций и лишь прибыль, полученная от него используется в их интересах. Например: кто-либо может подарить при жизни или же завещать свою квартиру для какой-либо мечети. Эта квартира оформляется в форме пожертвования как собственность мечети, затем сдается в аренду и извлекаемая прибыль в форме арендной платы за вычетом необходимых платежей на коммунальные услуги идет на нужды мечети, например, на ее освещение, отопление и т.д.

Причем в качестве вакуфа в мусульманские организации могут поступать не только квартиры, жилые дома, а любые объекты недвижимости, как то промышленные здания и сооружения, торговые точки, земельные участки, в том числе сельскохозяйственного назначения.

Учреждению института вакфов в Республике Татарстан придается большое значение. Значительным шагом вперед было принятие республиканского закона «О свободе совести и религиозных объединениях», где имеется отдельная статья о том, что религиозные организации могут владеть вакуфной собственностью. Следующим шагом должно было стать принятие подзаконных правительственных актов о конкретном толковании владения этим имуществом, однако, к сожалению, начавшаяся кампания по приведению в соответствие регионального законодательства федеральному перечеркнуло надежду хотя бы на локальном уровне решить проблему неотчуждаемости вакуфов, т.е. их вакуфности.

Действующий в Татарстане республиканский закон о свободе совести и о религиозных объединениях признает за религиозными организациями право иметь вакуфное имущество.

Представители мусульманского духовенства с участием Президента РТ в 1993 году обсудили вопрос о создании института вакфов, необходимой для строительства и содержания мечетей, медресе, издание религиозной литературы. На съезде мусульман Республики Татарстан в 1998 г. была введена должность председатель вакуфов (в ранге первого заместителя Муфтия РТ) и отдел вакуфов при ДУМ Республики Татарстан.

На уровне Российской Федерации также приняты ряд законодательных актов (поправки к Земельному кодексу РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») в соответствии с которым религиозным организациям, имеющим собственные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенное на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки представляются в собственность бесплатно.

Кроме этого религиозным организациям согласно Налоговому кодексу РФ представлено ряд налоговых льгот по используемой собственности (имущества). Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. № 195-ФЗ в ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закона) были внесены дополнения, согласно которым заключение договоров безвозмездного пользования с религиозными организациями в отношении культовых зданий и сооружений и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения должно осуществляться без проведения конкурсов и аукционов на право заключения таких договоров.

Важно отметить, что в безвозмездном пользовании или аренде религиозных организаций находится имущество не только религиозного, но и благотворительного назначения, предназначенное, согласно письму Минфина России от 24.05.05 № 03-06-02-02/41, для благотворительной деятельности, которая в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» может осуществляться религиозными организациями как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

  Вакуфы

Продолжается осмысление мусульманским сообществом понятия вакуф и возможности его применения в правовом поле РФ. Весьма важным этапом в этом направлении нужно считать проведение в г. Казани в период с 14 по 17 июня 2004 года Седьмой Всероссийской конференции руководителей духовных управлений мусульман «Вакф и перспективы его развития в современном российском обществе», в работе которой приняли участие представители Королевства Саудовской Аравии, Кувейта, Египта, Ирана, стран СНГ и многих регионов РФ.

В то же время до революции вакуфные объекты у мусульманских организаций появлялись через процедуры дарения и завещания. Вот почему больше внимания надо уделять разъяснению вопросов наследования и дарения для религиозных организаций.

Сейчас существуют все возможности завещать и передавать в дар то или иное имущество. Этот способ необходимо шире практиковать в интересах религиозных организаций.

Если в мусульманскую религиозную организацию обращается прихожанин или другой человек, желающий передать свое имущество по завещанию, то необходимо в первую очередь с ним подробно побеседовать, в случае справедливости его намерений, поддержать их, объяснить пути решения. Очень важна правовая корректность, необходимо обязательно выяснить, является ли завещатель законным собственником, не обременено ли оно долгами, не могут ли на него претендовать наследники, имеющие обязательную долю по закону, не выдвигает ли завещатель условий, которые для мусульманской организации неприемлемы, может ли такое имущество по своему назначению быть в собственности мусульманской организации. Будущему завещателю необходимо объяснить, что для завещания обязательна письменная форма и нотариальное удостоверение с оплатой госпошлины. Также ему надо сообщить полное уставное наименование организации как юридического лица, что для завещания является обязательным. Общеизвестным шариатским требованием является также непревышение такого завещаемого имущества одной трети от всего имущества завещателя, две трети которого в непременном порядке отходит к родственникам.

Необходимо инициировать и поддерживать диссертационные проекты по теме вакуфов для их выявления и описания, ведь благочестивая передача имущества под опеку (вакф) имеет у нас давнюю традицию. У татар она всегда была связана с социальной сферой. Через процедуру вакуфа появлялась у нас недвижимость в форме различных школ, приютов, больниц и др. Особенность нашей религии требует сохранения их особого правового статуса, чтобы они функционировали до конца на богоугодной службе людям, поэтому они должны быть неотчуждаемы. Конфискация вакуфов советской властью больно ударила по социальной сфере мусульман.

В этой связи необходимо решить вопрос об окончательном возвращении всех вакуфных объектов, остающихся пока в чужих руках.

Как уже отмечалось, главным качеством вакуфной собственности является неотчуждаемость, поэтому наибольшим препятствием для массового распространения этой разновидности собственности является отсутствие четких законодательных гарантий неотчуждаемости вакуфов, т.е. их вакуфности. Речь не идет лишь о том случае, что имам мечети, получившей в подарок квартиру для мечети может ее в любой момент продать, но и о возможности наложения на религиозную организацию, являющуюся обычным юридическим лицом, субъектом гражданских правоотношений разного рода взысканий (арбитражные суды, искусственное «банкротство» и т.д), т.е. теоретически возможны случаи принудительной продажи этой квартиры, т.е. утраты вакуфа. Если Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» защищает от взысканий имущество богослужебного назначения, вакуфная собственность сюда, к сожалению, не подпадает.

Известно, что в последние годы в Государственной Думе РФ идет процесс подготовки изменений в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», и во время Четвертого Всероссийского семинара руководителей Духовных управлений мусульман «Экономическое и финансовое управление религиозными и благотворительными организациями — реалии и перспективы» в Москве в его Итоговой документ вошло предложение представителей ДУМ РТ о важности узаконения вакуфной собственности в федеральным законе.

  Работа с бизнесменами

Пока как правило, участие бизнесменов-мусульман в жизни мечетей зачастую ограничивается строительством новых зданий мечетей. Еще редки случаи участия представителей бизнеса в приходской жизни мечетей. А это очень важно, так как их возможности и опыт организационной работы очень востребован в общественном и благотворительном измерении деятельности мусульманских общин.

В качестве волонтеров и активистов в приходах не хватает интеллигенции, из-за чего часто слышится критика в адрес наших мечетей. Необходимо шире привлекать в состав мутаваллиятов светски образованных, известных людей, так как их знания светской культуры и науки помогут лучше донести до современных прихожан и особенно для потенциальных прихожан ценности Ислама, дойти, достучаться до их ума и сердца.

В приходах не нужно допускать однообразия и застоя, нужно менять периодически членов выборных органов, обновлять общественные советы. Это приведёт к активизации жизни, обновлению методов работы, разнообразит арсенал дагвата.

В сельских приходах необходимо расширять состав мутаваллиятов — приходских советов за счёт привлечения к их работе местного муниципального начальства, а также представителей интеллигенции. Ведь именно приходы решают многие социальные функции: благоустройство и порядок на кладбищах, забота о нищих и сиротах в приходе, воспитание и распространение нравственности, устранение конфликтов, возникающих между жителями, захоронение нищих и оставшихся без присмотра и др.

В рамках реформирования местных властей необходимо предусматривать получение участков сельскохозяйственного назначения для целей содержания мечетей и обеспечения их социального служения и благотворительности.

В связи появлением зданий мечетей во многих мусульманских пунктах нужно мобилизовать усилия активных прихожан и спонсоров на необходимости строительства около зданий мечетей зданий медресе и домов, предназначенных под служебное жильё для духовенства. Наличие служебного жилья при мечетях даст возможность приглашать на служение молодых имамов — выпускников учебных заведений, сохранить их в собственности прихода после их отъезда. Наличие в собственности приходов не подлежащего приватизации жилого помещения очень важно, его можно использовать для приглашения практикантов, проповедников из других регионов.

Полезно создание при приходах попечительских советов, членство в которых сопряжено с внесением определенного годового взноса. Эти средства должны направляться на благоустройство мечети, на содержание её штата, на образовательные цели в приходе и на благотворительность, ремонтные работы, помощь бедным прихожанам, поддержание порядка на кладбищах.

Попечительские советы могут избираться на общих приходских собраниях. Имамы должны быть членами по должности. Численный состав этих советов надо оставить на усмотрение приходов, в исключительных случаях пусть он будет состоять даже из одного человека, благотворителя.

При смене руководства мусульманской религиозной организации необходимо в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97 №125-ФЗ в течение 3 дней уведомить регистрирующий орган. Такая норма введена в действие с 21.03.2002 года.

И, конечно же, бесспорным является то, что полноценное пользование вакуфным имуществом в рамках традиционных для ислама рамок является одним из существенных барьеров на пути радикальных религиозных течений, т.к. вся финансово-хозяйственная жизнь приходов становится абсолютно прозрачной, а средства тратятся на дело распространения и укрепления основ традиционного ислама.

_______________________________________________________________Good afternoon Ladies and Gentlemen!

Let me welcome you in the name of Directorate of Muslims of Moscow, a member of the Public Chamber of the Russian Federation, Mufti Albir Hazrat Krganov.

Assalamu aleikum brothers and sisters!

Allah says in Quran:

وَأَن تَصَدَّقُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

“…but if you remit it by way of charity that is better for you if you did but know”.

The Messenger of Allah (ﷺ) said:

إذا مات ابن آدم انقطع عمله إلا من ثلاث: صدقة جارية، أو علم ينتفع به، أو ولد صالح يدعو له

"When a man dies, his deeds come to an end except for three things: Sadaqah Jariyah (ceaseless charity); a knowledge which is beneficial, or a virtuous descendant who prays for him (for the deceased)."

One of the main forms of ownership of religious organizations is waqf property.

Waqf is property alienated for charity. After the transfer of certain assets into the waqf, it is no longer owned by the founder of a waqf, but at the same time does not become the property of the person who receives the waqf. The property transferred to waqf is prohibited to use for other purposes which were not established by the founder of a waqf. So, the Waqf - is inalienable property, donated for a Muslim organization. As an example of the practice of conducting Waqf property can be considered the experience and achievements of the Republic of Tatarstan in this direction. The inclusion (by the will of the unification congress of Muslims of Tatarstan in 1998 in the charter of the Republic of Tatarstan Muslim Religious Board) the special position of "Chairman of the Waqf” in the rank of First Deputy of Mufti is a convincing sign of the urgent need for return to the phenomenon of Waqf in the modern life of Muslims in Muslim community. It is clear that the phenomenon of waqaf as such was completely lost in the Soviet time, so it was twofold - the theoretical understanding and practical implementation of waqf property. Waqf property shouldn’t be transferred to the ownership of religious organizations, only the profits derived from it can be used in their interests. For instance, someone donates his apartment for mosque. However, mosque receives the donation in indirect form such as renting out an apartment and addressing earnings that has been generated for needs of mosque, for example – covering utility bills.

Not only apartment and houses might be donated as the Waqf in Muslim organizations, but any real estate, such as industrial buildings and facilities, shops, land, including agricultural land.

The institution of waqf in the Republic of Tatarstan is considered as very important state. A significant step forward may be considered the adoption of the national law "On Freedom of Conscience and Religious Associations" where there is a separate article which says that religious organizations can own waqf property. The next step was to be the adoption of subordinate acts of the government of a particular interpretation of the ownership of the property, but, for sorrow, the campaign which was launched to bring regional legislation into line with federal undermined hopes to solve the problem of inalienable Endowments at least on the local level.

The current republican law on freedom of conscience and religious associations, in Tatarstan recognizes the right of religious organizations to have a waqf property.

The representatives of the Muslim clergy with the participation of the President of the Republic of Tatarstan in 1993, discussed the issue of establishing the institute of waqaf which is necessary for construction and maintenance of mosques, madrassas, the publication of religious literature. The congress of Muslims of Tatarstan in 1998 was introduced the post of chairman of the Waqf (the rank of first deputy mufti of Tatarstan) and the Department of waqaf in the Directorate of Muslims of the Republic of Tatarstan

At the level of the Russian Federation was adopted a number of laws (amendments to the Land Code of the Russian Federation, Federal Law "On Agricultural Land Transactions) according to which religious organizations have their own buildings, structures, facilities for religious and charitable purposes, located on land owned by the state or municipal property, these land plots are given as a property for free.

In addition, to religious organizations series of tax incentives of used property are given under the Tax Code of the Russian Federation. Some amendments were made by the Federal Law of November 8, 2008 № 195-FZ, art. 17.1 "On Protection of Competition" according to which contracts for gratuitous use of religious organizations for religious buildings and other publicly-owned or municipally-owned religious property should be carried out without tenders and auctions. It is important to note that the gratuitous use or rental of property of religious organizations is not only a religious but also a charitable purpose intended, according to a letter from the Russian Ministry of Finance 24.05.05 № 03-06-02-02 / 41, that charitable activities may be carried out by religious organizations, both directly and through the establishment of charitable organizations.

Waqf

Muslim community continues to study the concept of Waqf and its application in the legal field of the Russian Federation. A very important step in this direction should be considered in the conduct of the city of Kazan in the period from 14 to 17 June 2004 the Seventh Russian conference of Muslim spiritual directorates "Waqf and prospects of its development in the modern Russian society" which has brought together representatives of the Kingdom of Saudi Arabia, Kuwait, Egypt, Iran, CIS countries and many regions of the Russian Federation.

At the same time before the revolution waqf objects were owned by Muslim organizations through the procedure of donation and wills. That is why more attention should be paid to clarifying the issues of inheritance and gifts to religious organizations.

Now there are all the chances to bequeath and donate any kind of other property. This process should be widely practiced for the interests of religious organizations.

If any person comes to a Muslim religious organization wishing to transfer their property by will, it is necessary first of all to talk to him, and in case if he has got good intentions to support him and explain different ways of available solutions. The legal validity is very important, it is important to find out whether he is the legal owner of the property he wants to donate, if there are any depts on this property, or any heirs who has any rights, or there are some conditions which are unacceptable for a Muslim organization. It should be explained to a donator that if he wants to donate anything to a Muslim organization it is necessary to be in a writing form and notarization with paying state tax. Also, he must be informed about the full official name of the organization as a legal entity. Well-known Shariah requirement is also that such bequests should not exceed one-third of the total assets of the testator, two thirds of which must be given to relatives.

It is necessary to initiate and sustain dissertation projects on Endowments for their identification and description, because the pious transfer of assets under custody (waqf) has a long tradition for us. Tatars have been linking it with the social sphere for a long time. Different kind of property has appeared in the form of various schools, hospitals, and others via the procedure of Waqf. The peculiarity of our religion requires securing their special legal status, we want them to function and serve people, so they should be inalienable. Confiscation of Waqf property by Soviet government hurt the social sphere of Muslims a lot.

It is therefore necessary to resolve the issue of the final return of all waqf facilities, which remains in the hands of others.

As already noted, the main quality of waqf property is inalienability, so the greatest obstacle to the mass distribution of this kind of property is the lack of clear legal guarantees inalienable Endowments or Waqf. We are not talking only about the case where the imam of the mosque, which has received an apartment as a gift, can sell it any time, but also about the possibility of imposing any sorts of penalties on the religious organization (arbitration courts, an artificial "bankruptcy", etc.) theoretically there are possibilities to force the responsible person to sell this apartment. Federal Law "On Freedom of Conscience and Religious Associations" protects religious property from penalties, but unfortunately this is not related to waqf property. It is known that in recent years there can be seen a process of drafting amendments to the federal law "On Freedom of Conscience and Religious Associations" and during the Fourth Russian seminar of Spiritual Administration of Muslims "Economic and financial management of religious and charitable organizations - Realities and Prospects" in Moscow its Outcome document included the importance of a proposal for the legalization of waqf property in the federal law.

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.