В Петербурге прошла международная конференция на тему: «Роль традиционных религий России в противодействии экстремизму».

10 июня 2015

9 июня 2015 г. муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии, член Общественной палаты Российской Федерации Альбир хазрат Крганов принял участие  в Международной научно-практической конференции: «Роль традиционных религий России в противодействии религиозному экстремизму в Северо-Западном регионе», которая прошла в Санкт – Петербурге.

Организаторами конференции выступили: Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений; Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви; Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России; отдел по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт – Петербурга.

Предлагаем вашему внимание текст выступления муфтия Альбир хазрата Крганова на данном мероприятии.

Уважаемые участники конференции!

Позвольте в начале поприветствовать всех вас от имени ДУМ города Москвы и Центрального региона, а также Муфтията Чувашии которые я с Божьей помощью возглавляю. Принимая участие на столь высоком форуме где планируется обсудить актуальную, злободневную тему современности, хочу искренне поблагодарить организаторов международной научно-практической конференции «Роль традиционных религий России в противодействии религиозному экстремизму в Северо-Западном регионе» за обращение внимание к данному вопросу и созыву заседания.

Затрагивая вопрос эффективного противодействия экстремизму и его профилактики, я бы хотел представить вам опыт Республики Чувашия, откуда я родом, зная ситуацию изнутри и опыт города Москвы, где я удостоен чести вести свою деятельность на сегодняшний день.

За прошедшие десятилетия в Чувашии сделано немало в деле выстраивания взвешенной и продуктивной политики в плоскости межнациональных, межрелигиозных отношений. Бесспорным условием тому стала чуткость со стороны региональных властей и стремление к сотрудничеству с мусульманскими религиозными деятелями, представителями татарской автономии на местах. В качестве иллюстрации хотелось бы обозначить три наиболее значимых аспекта в этом взаимодействии:

1- в Чувашии очень активно и продуктивно осуществляется диалог власти и общества в форме социальных проектов в местах компактного проживания мусульман в регионе. Т.е. мы не живем по принципу «власть сама по себе, а люди сами по себе», напротив, любые интересные и полезные проекты, предложенные активной частью гражданского общества поддерживаются властями республики и получают всестороннюю поддержку с их стороны;

2- среди татарского населения ЧР действует модель взаимодополнения  религии и культуры. Религия не самоизолируется, а идет вместе рука об руку с традиционной татарской культурой, возрождая важную для народа цивилизационную идентичность. Воплощением этих процессов является создание почти в каждом татарском селе культурно-просветительских центров. Это очень важно для татар во всех регионах, т.к. на современном этапе традиционная культура татар, к сожалению, трансформируется. Очевидно, что эти трансформации несут не всегда позитивные черты. Сегодня мы все чаще можем наблюдать, как традиции вымываются и под влиянием общемировой глобализации, где стираются границы между народами и культурами и даже под влиянием исламской глобализации. Возникает вакуум, но свято место пусто не бывает. Любой вакуум, рано или поздно, может быть заполнен. А на смену может прийти именно радикализация. Мы не должны допускать того, чтобы национальная культура татар, сформированная под влиянием исламских ценностей более, чем за тысячу лет, стала замещаться радикальной (ваххабитской) безликостью с ее отрицанием любых форм культуры, пусть даже сформировавшихся под влиянием Ислама в течение столетий. У радикалов уже нет места ни национальным праздникам, ни национальной одежде, ни национальному духу. Только тотальная унификация. Вот именно для того, чтобы сработать на опережение и предупредить такие опасные тенденции, делается большая ставка на возрождение и укрепление традиций;

3- следующим важным аспектом проделанной работы является вовлечение в активную деятельность самих мусульман. В татарских селах, еще на заре становления предпринимательства, мы дали понять местным бизнесменам, что воспрепятствование проникновению радикальных элементов в села так же лежит и на их плечах. Что  в первую очередь может пострадать их бизнес и все благие начиная, т.к. для радикала не существует понятия неприкосновенности частной собственности и бизнеса. И здесь мы нашли живой отклик и активную поддержку. Сегодня бизнес в татарских селах Чувашии поддерживает все проекты культурного, религиозного, научно-просветительского и инфраструктурного характера. От этого выигрывают все. Молодые и активные селяне находят себе применение на разных поприщах, возможность радикализации сведена к нулю.

Особо место в жизни татарских сел Чувашии занимают Общественные Советы. Практика показала, что это огромный ресурс для самого населения, т.к. они аккумулируют добровольные взносы, которые позже тратятся на такие социальные проекты как: строительство детских учреждений, культурных центров, мечетей, поддержание малоимущих семей, одиноких стариков, погорельцев. Работа советов публичная и открыта для всех. Так же любой желающий может стать членом совета и принести большую пользу в таких значимых делах.

Помимо опыта Чувашии не могу не затронуть опыт работы с мусульманами Москвы. Сегодня в рамках деятельности ДУМ Москвы и Центрального региона мы ставим в качестве одной из приоритетнейших задач работу с молодежью. Вот уже несколько лет проводятся еженедельные заседания молодежного дискуссионного клуба при духовном управлении, принять участие в которых может каждый желающий, независимо от конфессиональной принадлежности и отношения к вере. Здесь очень живо обсуждаются наиболее актуальные религиозно-богословские и общественно значимые вопросы. Молодежи всегда нужна площадка для выражения своих мыслей и чаяний.

Ежегодно при поддержке правительства Москвы на разных спортивных площадках нами проводятся дружественные спортивные турниры, где в одной команде бок о бок играют представители разных этносов и конфессий, проживающих в Москве и области. Логическим итогом этих турниров стала инициатива по созданию Ассоциации межрелигиозного сотрудничества Москвы. Что послужит делу дальнейшего укрепления добрососедских отношений в столице и области.

Однако нельзя говорить лишь о достижениях и позитивном опыте. Ясно, что еще многое нужно исправить и усилить профилактические меры. Например, небезопасным и непрозрачным в вопросах трактовки исламских принципов является пространство российского интернета, где, с одной стороны очень много ресурсов, намеренно вводящих простых мусульман в заблуждение по принципиальным вопросам религии; с другой стороны, есть крупные исламские интернет-порталы, но при всей значимости этих ресурсов отсутствует, либо неоперативно работает принцип «обратной связи». В таком случае, верующие, не нашедшие исчерпывающего ответа на свои вопросы, связанные с религиозной доктриной, могут уйти на альтернативные ресурсы радикального толка, где в отношении неофитов ведется мощная идеологическая обработка, с моментальным реагированием на запрос. В связи с этим, очевидной проблемой является необходимость выстраивания работы традиционного духовенства с верующими посредством понятных и доступных ресурсов сети интернет. Для этого нужна исчерпывающая программа подготовки не только религиоведов, имамов, теологов, но и журналистов и медиаторов которые могли бы осуществлять эту специфическую работу.

Другим важным моментом, требующим внимания на самом высоком уровне, являются изменения, внесенные в Федеральный Закон №125 «О свободе совести и религиозных объединениях». Это даже больше касается не столько самого закона, сколько практики его применения. Наметилась тенденция, где религиозно-просветительскую деятельность медресе и воскресных курсов при мечетях, которую допускает закон № 125, компетентные органы пытаются подогнать под Федеральный Закон «Об образовании» и тем самым обязать мечети получить лицензию на образовательную деятельность. Имамы в мечетях очень далеки от юриспруденции. В результате всех сложностей они оказываются вынужденными прекратить просветительскую работу с население и закрыть медресе, особенно это характерно для сельской местности и удаленных уголков нашей страны. А в результате мы получаем опять же активизацию непорядочных и радикальных религиозных проповедников, которые предлагают верующим свою интерпретацию ислама, крайне далекую от основ мира и добра. На наш взгляд, очевидная актуальность в необходимости помочь местным религиозным объединениям, мечетям, а так же и муфтиятам в целом, с разработкой понятного алгоритма создания и работы медресе, религиозно-просветительских курсов, не противоречащих ФЗ «Об образовании» и укладывающихся в формат ФЗ125 «О свободе совести…»; помочь муфтиятам в регистрации религиозных учебных заведений и в приведении их в соответствие со всеми федеральными требованиями и стандартами. Возможно, большую роль в оказании данной помощи могли бы сыграть исламские университеты нашей страны, подготовкой профессиональных кадров, способных провести данную работу и оказанием постоянной консультационной поддержки руководителям медресе и ответственным за проведение духовно-просветительских курсов при мечетях.

Благодарю за внимание.

IMG-20150609-WA0040
IMG-20150609-WA0039
IMG-20150609-WA0037
IMG-20150609-WA0036
IMG-20150609-WA0035
IMG-20150609-WA0033
IMG-20150609-WA0032
IMG-20150609-WA0031
IMG-20150609-WA0029
IMG-20150609-WA0028
IMG-20150609-WA0020
IMG-20150609-WA0022
IMG-20150609-WA0023
IMG-20150609-WA0024
IMG-20150609-WA0027

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.