ВЫСТУПЛЕНИЕ МУФТИЯ КАМИЛЬ ХАЗРАТА САМИГУЛЛИНА НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОПЫТ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ»

21 ноября 2014

Уважаемые гости и участники конференции!

Ассаляму алейкум ва-рахмауллахи ва-баракятуху!

Мир Вам, милость Всевышнего и Его нескончаемые блага!

Молодежь – это та часть общества, которая наиболее подвержена влиянию, к сожалению, именно этот слой населения становится мишенью для деструктивных сил, пытающихся с помощью еще пока не сформировавшихся личностей расшатать мир и спокойствие на нашей Родине – России.

Татарстан – один из наиболее многонациональных субъектов Российской Федерации. Если по данным Всероссийской переписи населения в 2002 году в РТ проживали представители 115 народов, то по результатам аналогичной переписи 2010 года — уже 173 национальности. Учитывая это в 2008 году в Республике была принята Концепция государственной национальной политики.

Данную концепцию обсудили на съезде народов Татарстана, а затем она была утверждена указом Президента РТ. В 2013 году была принята новая редакция этой концепции. На этой основе в 2013 – 2014 годах были приняты целевые государственные программы «Реализация государственной национальной политики в РТ на 2014 – 2020 годы»; «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 – 2016 годы)»; «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 – 2020 годы» и «Развитие сферы туризма и гостеприимства в РТ на 2014 – 2020 годы». Приняты были и четыре подпрограммы, в том числе «Профилактика терроризма и экстремизма в РТ на 2014 – 2016 годы».

В своем докладе я постараюсь ознакомить вас с опытом Духовного управления мусульман Республики Татарстан по гармонизации этноконфессиональных отношений и духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Муфтият Татарстана в своей работе придерживается определенных принципов, которые помогают эффективно работать с молодежью и прививать им веротерпимость и высокую духовность. Вот только некоторые из этих принципов:

Первое – это важность качественного богословского исламского образования в России. Стоит отметить, что до сих пор значительная часть мусульманской молодежи России уезжает из страны в поисках знаний. Тысячи российских студентов обучаются в Саудовской Аравии, Египте, Турции и др. странах. Это зачастую связано с низким качеством преподавания исламских наук в медресе нашей страны. Сегодня ДУМ РТ проводит планомерную работу по повышению уровня и престижа образования в Татарстане. Для этого разрабатываются новые учебные программы, приглашаются с лекциями самые сильные мировые ученые, происходит переоснащение исламских учебных заведений.
Для эффективного и инновационного развития исламского образования, нами было создано Учебно-методическое объединение (УМО), которое занималось разработкой единого религиозного стандарта для средних профессиональных религиозных образовательных учреждений (медресе) РТ. В ее состав были включены ведущие специалисты в области мусульманского образования, а также преподаватели из каждого медресе. Учитывался опыт каждого медресе и мнения преподавателей.

Только в условиях «открытых границ» наше передовое и сильное образование поможет нам значительно уменьшить выезд молодежи за рубеж.

Приведу исторический факт, раньше студенты из Андалусии (современная Испания и Португалия) приезжали учиться в г. Булгар (современный Татарстан). Ни что нам не мешает сделать наше исламское образование конкурентоспособным – сегодня.

Прививание молодежи традиционных ценностей.
Все вы прекрасно знаете о нонконформизме[1] молодежи – об их стремлении быть не как все, а отличаться от предыдущего поколения. Безусловно, мусульмане не ригидны[2], мы открыты ко всему новому, если оно полезно и не противоречит устоям Ислама. Так в медресе Татарстана изучают старо-татарское богословие, открываются кружки по изучению старо-татарского языка, печатаются книги татарских ученых и даже все новостроящиеся мечети в Татарстане мы называем именами татарских ученых, чтобы молодежь знала о них и не забывала.

Именно наши предки, предки татар и русских, сформировали тот бесценный базис для совместного существования народов и религий. И мы не вправе забывать нашу историю!

Молодежь признает зачастую только молодежь. Для молодого поколения часто более важны слова его ровесников, они для него более авторитетны, чем, например, слова мудрых родителей или людей старшего поколения. Учитывая это, ДУМ РТ проводит также политику омоложения кадров, когда имамами и мухтасибами становятся молодые, но в тоже время образованные и активные люди.
Согласитесь, довольно сложно привести в сельскую местность активного, образованного имама, поэтому сельская местность испытывает большую проблему с молодыми кадрами. Имамами на селе становятся люди пожилого возраста, многие из которых не имеют никакого исламского образования и, конечно же, такие люди не пользуются авторитетом у молодых. Для исправления ситуации ДУМ РТ запустило программу, в ходе которой молодым имамам выплачиваются подъемные средства.

Поддержка со стороны старшего поколения. Старшее поколение мусульман РТ всегда является поддержкой и опорой для нового. Специально для этого в Республике работает «Шура аксакалов» (Совет Старейшин) и институт казыев. Аксакалы могут давать полезные советы и наставления, а казыи (духовные судья) помогут решить вопрос на основе Шариата. Также стоит отметить, что круглосуточно работает и Телефон Доверия организованный ДУМ РТ и Союзом мусульманской молодежи РФ, где юные мусульмане могут анонимно звонить и спрашивать любую информацию, даже которую стесняются, например, спросить у сверстников или у родителей. Данный телефон Доверия обслужил уже более 10 тысяч человек!
Молодежи надо показать идеологию. Одной из общефедеральных проблем является отсутствие общей идеологии или цели. ДУМ РТ же поставило перед мусульманской уммой Татарстана идеологию традиционного ислама у татар заключенных в ханафитском мазхабе и матуридитской акыде. Это краеугольный камень нашей работы. Отныне любой молодой

человек или любой проповедник желающий работать в системе духовного управления должен четко придерживаться обозначенных границ. Это своего рода маяк для молодых, указывающий им политику мусульманского руководства.
Комфортабельные условия для духовного роста и совершения поклонения. Стоит отметить, что в Татарстане созданы все условия для духовного роста и совершения поклонения. На данный момент в Республике функционирует 9 медресе и один Российский исламский Университет, функционируют более 1500 мечетей, что говорит о развитости мусульманской инфраструктуры, что исключает недовольство мусульманского населения не возможностью выполнять свои религиозные потребности. К сожалению, в других частях страны не все так безоблачно как в Татарстане, известны регионы, где проживают десятки тысяч мусульман, но нет ни одной мечети.[1]
Работа с молодежью в местах лишения свободы. ДУМ РТ ставит себе задачей и ресоциализацию[2] молодежи, которая оказалась в местах лишения свободы. Специально для этого создана и автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации и адаптации», которая совместно с православными христианами взаимодействует с осужденными и ставит их на путь Истины.
Взаимодействие с православной молодежью. Наша мусульманская молодежь тесно взаимодействует с православной, так и должно быть, ведь в нашей Республике проживает 53% татар и почти 40 % русских.
На протяжении сотен лет Татарстан служит образцом для всего мира взаимодействия двух ведущих мировых религий, а толерантность, представленная в Республике, уже вошла в мировой научный оборот как «Модель Татарстана». Поэтому мы уделяем большое вниманию совместным мероприятиям между мусульманами и православными, это могут быть как совместные велопробеги, посадки деревьев, круглые столы, или даже, например, совместные религиозные диспуты, которые прошли в Казанском Федеральном Университете против некоторых академиков, пытающихся доказать теорию Дарвина.

Татарстан – это место, где у православных много друзей мусульман, а у мусульман много друзей православных. И в этом, конечно, большая роль двух структур ДУМ РТ и Казанской епархии Русской православной церкви, которые тесным образом контактируют и взаимодействуют друг с другом.

Работа с молодежью с помощью Интернета. Ни для кого не секрет, что подрастающее поколении проводит значительную часть своего свободного времени в Интернете. Серфинг сайтов[3]– зачастую заменяет чтение книг и посещение мусульманских учебных заведений, и по нашим данным, именно в интернете больше всего вербуют адептов в секты. Учитывая это, ДУМ РТ создало ряд инновационных продуктов, которые существенно изменили ситуацию в мусульманском сегменте рунета.[4] Во-первых, началась активная работа в социальных сетях. Совокупное число подписчиков групп достигло более 350.000 подписчиков. Создан ведущий информационный исламский сайт России – Islam Today, среднесуточная посещаемость которого достигает 50.000 человек, создано виртуальное медресе Baitul Hikmah, где преподают сильнейшие русскоязычные

мусульманские ученые, а также переводятся на русский язык лекции мусульманских ученых мира, все эти уроки выкладываются на ЮТУБ и распространяются через социальные сети, таким образом, достигает лавинообразный эффект, помогающий максимально охватить молодежную аудиторию.
Отмечу также электронную библиотеку «Darul-Kutub» это уникальный проект, где на сегодняшний день общее количество размещенных книг достигает 406 наименований. На данный момент в электронной библиотеке уже размещены 145 книг наших ученых. В основном это религиозные книги, изданные до революции в Казани, Оренбурге и Уфе.

Не могу не отметить и проект ДУМ РТ, который прошел совместно с Союзом мусульманской молодежи – это «Первый в мире мусульманский онлайн фестиваль», который получил признание во всем мире и охватил 30 тысяч человек.

Работа с мигрантами. По итогам 2011 – 2013 годов Татарстан имеет самые высокие показатели миграционного прироста среди всех субъектов Приволжского федерального округа. В прошлом году на миграционный учет в РТ были поставлены более 190 тысяч иностранных граждан.
Большинство мигрантов являются гражданами среднеазиатских государств. Духовенство Татарстана тесно работает и ФМС и с Домом Дружбы Народов. Мигранты учатся почти во всех медресе Татарстана, что позволяет нам прививать им традиционные ценности народов, живущих мирно на этой земле уже многие столетия.

Это лишь некоторая часть проводимой нами работы по гармонизации этноконфессиональных отношений и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Для того, чтобы вы воочию в этом убедились приглашаем всех вас в наш гостеприимный Татарстан!

В заключении, хотел бы продекламировать известный аят из Божественного Писания – Священного Корана:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا

“О люди, мы создали вас от мужчины и женщины; мы разделили вас на народы и племена, чтобы вы позновали друг друга” (Коран 49:13)

Познавали друг друга… Призадумайтесь только… В России проживает около двух сотен народов, это наше богатство и гордость перед всем миром.

Хочу также поблагодарить организаторов столь значимого и актуального мероприятия и хочу пожелать всем участникам успешной работы. Спасибо за внимание.

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.