Представляем вашему вниманию выступление муфтия г. Москвы, Центрального региона и Чувашии, члена Общественной палаты РФ Крганова Альбира Рифкатовича на тему «Общероссийская гражданская идентичность – основная задача воспитания молодежи».
Уважаемые Рустам Нургалиевич, Минтимер Шарипович, Фарид Хайруллович, уважаемый президиум!
Уважаемые участники заседания!
Благодарю организаторов мероприятия за приглашение и возможность выступить в этой аудитории.
Все мы внимательно слушали Послание Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию. Думаю, что очевидно – ключевая идея, основной посыл, озвученный национальным лидером на сто процентов совпадает с нашей сегодняшней темой дискуссии. Это единство. Единство перед лицом общего врага, международного терроризма, единство и общность в решении социальных и экономических вопросов.
Подлинное единство невозможно без искренности, настоящего человеческой веры в то, что все мы – часть огромного целого и от позиции каждого из нас зависит будущее. В этом смысле “огромное целое” – наша Родина, Российская Федерация, “мы” – ее многонациональный народ, верующие всех конфессий, светские люди, граждане разного возраста и с различными интересами. При этом все мы вместе и в глобальном смысле делаем одно общее дело – строим будущее нашей великой страны.
Такая прочная система координат должна приобретаться в детстве, с юных лет. В этом, по-моему, и есть основной смысл и содержание патриотического воспитания.
В современной России за последние годы в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, имеются ряд государственных концептуальных и стратегических документов по молодежной политике.
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р отмечается, что «что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь».
Современные реалии, новые вызовы и угрозы России, связанные возрастанием геополитической роли России и изменениями в глобальном мире настоятельно требуют самого пристального внимания к решению задач молодежной политики.
Из этого следует что мы все, органы власти, общественные институты и мы, религиозные деятели, отчетливо понимаем, что стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.
Молодежь в Российской Федерации достойна того, чтобы получить и реализовать новые возможности для построения своего будущего и будущего страны.
Одним из современных актуальных вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – это нормальная и естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
В условиях кризиса системы ценностей в молодежной среде, массированного негативного информационно-психологического воздействия на молодежную среду ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями. Такая молодежь должна быть носителем высокой культуры, культуры этноконфессиональных отношений, быть способной принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа, родного края и своей семьи.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности молодого человека, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения молодежи в учебный процесс в образовательных учреждениях, в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам. Патриотическое воспитание формирует готовность к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного развития России. Возрождение старинных городов Булгар и Свияжска в этом смысле – это уникальный проект, заложенный с дальним прицелом в будущее.
Актуальной является проблема формирования у молодежи национальной и общероссийской гражданской идентичности. Их нельзя противопоставлять и следует помнить, что гражданская идентичность сплачивает население, является цементирующей основой социальной интеграции и сплоченности.
Формирование общероссийской гражданской идентичности важно для современной России, сохранения ее единства. Перед лицом новых вызовов и угроз молодежь, население России должны сплотиться, сохранить и приумножить свое культурное богатство, национальное разнообразие, занять достойное место в современном мире.
Формирование национальной и общегражданской идентичности молодежи связано с решением ряда задач:
– утверждение в сознании и чувствах молодежи социально значимых базисных государственно-гражданских ценностей, взглядов, убеждений, чувства уважения к культурному, историческому прошлому родного края и России;
– воспитание у молодых граждан чувства уважения к Российскому государству, его истории, законам, символам и историческим святыням;
– вовлечение молодежи в процессы развития гражданского общества, участие их в общественной (деятельность детских клубов и молодежных общественных объединений, добровольческая деятельность) и политической жизни (выборы, социально значимые акции и тому подобное), привитие уважения к нормам гражданского общества;
– создание условий и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения молодых граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем своей малой родины, родного края. Я бы здесь отметил положительный опыт работы общественного совета татарских сел в Чувашии, таких как Токаево, Шыгырдан, Урмаево.
– поддержка инициатив молодежных общественных объединений, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности, профилактику проявления терроризма, этнического и религиозно-политического экстремизма, развитие системы международных и межрегиональных молодежных проектов в этой сфере; – профилактика проявлений идеологий национализма, ксенофобии и религиозного радикализма, фашизма в молодежной среде;
– создание условий для полноценного знакомства с историко-культурным и природным наследием региона, развития краеведческой деятельности и познавательного внутреннего туризма; – усиление государственно-гражданской направленности деятельности средств массовой информации, институтов гражданского общества, активное противодействие на личностном уровне фактам искажения и фальсификации истории, иной информации о российском государстве и российском народе. Формирование у молодежи национальной и общегражданской идентичности требует решения и иных задач, а также консолидации усилий органов власти, религиозных и общественных организаций, гражданской активности самой молодежи.
Отмечу также в заключение, что нам надо больше подключать саму молодежь к работе. И учиться принимать ее как полноценную сторону общения. Нельзя ничего решать за кого-либо или рассматривать подрастающие поколения в качестве объекта для воздействия. Только мудрость, взаимное уважение и терпение удержат нас от традиционных конфликтов “отцов и детей”. В смысле интересных современных форматов молодые ребята часто дают нам фору. Сам не устаю учиться и узнавать много нового, например, в социльных сетях и различных иных форматах коммуникации.
Спасибо за внимание!