СМИ о ДСМР

Орган по сертификации продукции и услуг "Роскачество – Халяль" выдал первый в России международный сертификат соответствия Фонду Росконгресс на проведение конгрессно-выставочной деятельности и бизнес-туризма по стандартам халяль, сообщает фонд.
Сертификат внесен в Федеральную государственную информационную систему Росаккредитации
"На мероприятиях государственного масштаба традиционно уделяется особое внимание пребыванию участников со всего мира. В этой связи главная задача организаторов – создавать на площадках деловых мероприятий и в городах их проведения комфортные условия для гостей разных национальностей и конфессий, реализовывать идею пространства международного доверия. Сертификат Роскачества, полученный Фондом Росконгресс, является серьезным документом, фиксирующим нормы халяль, которые планируется и в дальнейшем использовать в рамках подготовки и проведения крупнейших конгрессно-выставочных событий в России", – приводятся в сообщении слова советника президента Российской Федерации Антона Кобякова
Как отметили в Фонде Росконгресс, сертификация означает, что Фонд обладает навыками по проведению мероприятий в соответствии с нормами и стандартами ислама, может обеспечить соответствующую организацию помещений и обслуживание гостей. Персонал, который осуществляет функционирование мероприятия, также должен соответствовать определенным требованиям: понимать принципы халяль, быть опрятным и соблюдать определенный дресс-код. Еще один важный пункт в проведении таких мероприятий – это концепция самого мероприятия, то есть тема не должна противоречить стандартам и нормам ислама.
Международная сертификация Фонда Росконгресс со стороны "Роскачества – Халяль" позволит организовывать, в том числе, выставки и форумы для гостей-мусульман в России. Также Росконгресс сможет организовывать форумы в странах с преимущественно мусульманским населением, где такая сертификация оператора конгрессно-выставочных мероприятий является обязательной. "Сертификация позволит Фонду Росконгресс расширить свою работу на перспективные рынки и укрепить сотрудничество с множеством дружественных стран. Международная деятельность Росконгресса в странах с преимущественно мусульманским населением также даст толчок к формированию стандартов гостеприимства для конгрессно-выставочной деятельности и бизнес-туризма", – процитировали в Фонде комментарий руководителя Роскачества Максима Протасова.
Источник: https://ria.ru/20231113/sertifikat-1909097194.html 

Альбир Крганов: начало любой эскалации приведет к страданию народа

Совершенно четкая и уравновешенная позиция нашей страны определена еще в советский период – это исполнение резолюции ООН о создании двух государств, об этом говорит и руководство страны, и религиозные общественные деятели с пониманием к этом относятся. И в данном смысле действительно необходимости в подобных акциях нет. Об этом заявил руководитель Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов, комментируя события, происходящие в ближневосточном регионе, а также различные акции в поддержку Палестины, проходящие в ряде стран.

«В наших мусульманских религиозных организациях с начала этих тяжелых событий во всех мечетях проходят молебны, а также специальные ночные молитвы тахаджуд, где мусульмане просят об установлении мира и окончании той катастрофы, которая сегодня в этом регионе происходит. Сотни тысяч мусульман приходят на эти молитвы, и мы обращаемся за помощью к Всевышнему Творцу», — рассказал он.

Говоря о событиях, произошедших в Дагестане, Альбир Крганов отметил, что целью подобной акции было привлечение внимания. «Мы с уважением и любовью относимся к многонациональному народу Дагестана, ведь именно Дагестан оказал сопротивление экстремистам, террористам в 90-е годы. Мы также помним о том, что более сотни мусульманских религиозных лидеров были убиты экстремистами и террористами в Дагестане- и муфтий Дагестана и уважаемый Саид афанди аль-Чиркави был взорван. При этом люди должны понимать, что начало любой эскалации приведет к страданию народа, в том числе, и у нас. Поэтому в таких ситуациях должны говорить не пушки, а ученые богословы – о том, что важно сохранять мудрость, — добавил он. — Наблюдая за тем, что происходит, а это смерти тысяч ни в чем не повинных детей, и мусульмане, и не только они, должны найти в себе силы не поддаваться эмоциям, а руководствоваться только законом и позицией нашей страны, президента, который одинаково уважительно относится ко всем религиям как в России, так и в мире. Это цивилизационный путь нашей страны, который складывался столетиями. Глава государства говорит, что сегодня и на Украине мы должны победить те силы, которые организовали весь тот ужас на Ближнем Востоке и те же, которые ранее организовывали кровавые акции в разных регионах в том числе, мусульманского мира».

Источник: https://lenta.ru/news/2023/10/31/conflikt/ 

Сегодня мир вступил в полосу глубочайших потрясений, исход которых продолжает оставаться сложно прогнозируемым. Нарастают хаос и насилие, разрушающие основы человеческого бытия. Возникли новые разделительные линии, обострились застарелые конфликты, усугубилось положение людей во многих точках мира. Религиозные деятели, ощущают это особенно остро. В сентябре этого года в Санкт-Петербурге прошел II Петербургский международный религиозный форум, участие в котором приняли представители около 40 стран. На Форуме удалось обсудить именно эти насущные вопросы. Участники форума из мусульманских стран, представители православия, буддизма и других конфессий единодушно призывали к диалогу цивилизаций на основе традиционных духовных ценностей.

Какова же подлинная природа происходящих перемен? Являются ли они увертюрой к новой эпохе мирового порядка или, напротив, вестниками грядущих катаклизмов?

История человечества свидетельствует о том, что диалог между различными культурами и религиями всегда приносил полезные плоды. Взгляните на Андалусию времен мусульманского правления, где исламская, христианская и еврейская культуры сосуществовали, создавая уникальное культурное наследие. Или на Багдад эпохи Аббасидов, где мусульмане, христиане и евреи вместе работали над переводами древних текстов, став основой для Европейского Возрождения.

И сейчас действует множество различных форматов глобального и регионального масштабов, как, например, Альянс цивилизаций ООН. Вместе с тем, несмотря на стремительный технологический прогресс и колоссальный интеллектуальный потенциал, мир все уверенее движется к хаосу и насилию. Почему же эти модели дают сбой в условиях постиндустриального общества?

Нынешний кризис - отнюдь не первый в судьбе человечества. Не раз уже казалось, что мир стоит на краю пропасти. Однако человек выжил и сумел возродиться к новой жизни. Почему? Потому что в самые трудные времена находились мудрецы, пророки, лидеры проповедовавшие вечные истины. Их призывы к милосердию, справедливости и гармонии помогали людям пережить испытания.

Так было и в недавнем прошлом, когда человечество едва не погибло в пучине двух мировых войн. Казалось, что мир на краю пропасти, но мир спасла вера лучших умов в то, что добро сильнее зла, а любовь - ненависти. Их стремление к познанию истины вдохновило мир обуздать разрушительные силы и найти путь к взаимопониманию.

Увы, современный человек вновь склонен забыть эти уроки. Повсюду разгораются конфликты, растет неприятие чуждого и непохожего. Агрессивная риторика вытесняет диалог, нагнетается информационное противостояние полное ложными идолами и чуждыми человечности концепциями, а технический прогресс все чаще используется для уничтожения, а не созидания. Нынешняя ситуация с возрастанием конфликтного потенциала и подталкиванием мира на край третьей мировой войны стала максимально осязаемой. Запрос на генерирование новых смыслов, прежде всего в сфере межцивилизационного взаимодействия, поиска новой формулы мирового порядка растет.

В современном мире мы наблюдаем угасание «однополярного момента», за который так упорно цепляется клика западных неолиберальных стран. Россия вместе с другими незападными державами отстаивает право наций на самобытное цивилизационное развитие, независимость и суверенитет. Это вызывает яростное сопротивление стран НАТО, алчущих мировой гегемонии.

Справедливы рассуждения и доводы современных мыслителей о том, что для обоснования права цивилизаций и свойственных им традиционных ценностей на существование потребуется отвергнуть так напористо навязываемые постулаты Запада. Нельзя использовать установки гедонизма, культа денег, трансгуманизма и прочие для подтверждения линейного прогресса и унификации всего мира по неолиберальным стандартам.

К сожалению, примеры насилия и агрессии со стороны Запада в отношении других народов на протяжении всей истории бесчисленны. Достаточно вспомнить жестокую колонизацию Америки, в ходе которой погибло до 95% коренного населения. Или преступные бомбардировки мирных городов в Ираке и Ливии, испытание химического оружия во Вьетнаме, безуспешная попытка оккупации Афганистана. Эти факты свидетельствуют, что военная мощь Запада использовалась и используется в корыстных целях - для уничтожения и порабощения целых народов.

В эти дни беспрецедентного обострения израильско-палестинского конфликта необходимо подчеркнуть, что справедливый мир на Ближнем Востоке возможен только на основе признания права Палестинского народа на самоопределение и создание независимого государства. В середине прошлого века выдающийся французский мыслитель Жак Эллюль писал: "Палестинский вопрос... это испытание, которое показывает степень несправедливости, лицемерия или человечности нашей цивилизации".

Конечно, в этом контексте нельзя не упоминуть ситуацию на Украине, где местные радикалы, а по сути - нацисты -  при поддержке Запада развязали настоящую бойню мирного населения. Реально получается, что украинские вояки, как террористы, прикрываются мирными жителями, поскольку по-другому не продержатся. И никого не удивляет уже переброска на украинский фронт - опять же западными силами - изгнанных с территории Сирии и Ирака головорезов радикальных организаций, прикрывающих свой садизм искаженными трактовками Шариата. Это циничные преступления, которые должны быть остановлены. Примеры из истории и современности показывают, что Запад всегда маскирует свои агрессивные действия лозунгами о "цивилизаторской миссии".  Решение Украинской проблемы, поистине, сейчас главный вызов российской идентичности.

Здесь хотелось бы подчеркнуть роль представителей мусульманской общественности, мобилизовавших максимальное количество ресурсов для отстаивания интересов и целостности Родины. Не зря, скрывающиеся в подвалах жители, на полях боев, слыша слова хвалы Всевышнему из уст мусульманских воинов, укрывающиеся местные жители крестятся и говорят, «Слава Богу наши пришли».

Россия не может и не должна быть чьим-то сателлитом. Ее миссия - быть самостоятельным цивилизационным полюсом, оплотом традиционных духовно-нравственных ценностей, поставщиком безопасности и новых форм сотрудничества. Исторический опыт свидетельствует, что попытки Запада интегрировать Россию в свою орбиту неизменно оборачивались для нее катастрофой - достаточно вспомнить 90-е годы. Либеральная модель чужда нашей многокомпонентной культуре. Поэтому единственный путь для России - это верность собственным цивилизационным основам, укрепление суверенитета, опора на традиционных союзников из числа незападных стран.

Мудрые мысли российских мыслителей вдохновляют на поиск путей гармонизации международных отношений через подлинный диалог цивилизаций. Их идеи созвучны учениям мудрецов прошлого, призывавших ценить многообразие как источник обновления и роста.

Особенно важно избегать двойных стандартов в оценке тех или иных конфликтов. Нельзя оправдывать агрессию одних и осуждать сопротивление других, как это часто делает Запад в отношении Ближнего Востока. Справедливость едина для всех народов и стран. И пока мы не научимся последовательно отстаивать это начало, истинный мир останется недосягаемой мечтой.

Межрелигиозный и межцивилизационный диалог - это не непозволительная роскошь, а жизненная необходимость в наш век тревожных перемен. Именно на этом пути - обретение подлинных духовных скреп, способных удержать мир от падения в бездну хаоса. Растущие противоречия требуют неотложного поиска новых смыслов, прежде всего, в сфере взаимодействия стран и регионов с различными моделями конституционного строя и конфессиями,  выработки справедливой модели мирового порядка. Этот поиск должен вестись на основе интеграции усилий политиков, религиозных деятелей, философов и ученых. Ибо перед лицом общих угроз мы не имеем права оставаться в плену прежних разногласий и стереотипов. Нас объединяет общая судьба на этой хрупкой планете.

В этой связи весьма обнадеживают и новые модели межгосударственного сотрудничества, как, например, расширенного БРИКС. Они открывают простор для равноправного культурного и экономического взаимодействия вне рамок западной парадигмы. Их успех будет означать реальную многополярность и подлинное уважение к многообразию путей развития.

Россия как страна, имеющая уникальный опыт синтеза европейских и азиатских традиций, призвана сыграть важную роль в этом процессе. На международной арене она выступает за укрепление суверенитета и самобытности всех народов. А внутри страны - за межнациональный мир и согласие всех традиционных религий. Этот подход крайне актуален в нашу эпоху роста национального самосознания и религиозности.

Конечно, в ближайшие годы человечеству еще предстоит немало испытаний. Старый миропорядок рушится, но новый складывается в муках. Однако если мы будем помнить мудрость предков и верить в добро, то сумеем преодолеть любые трудности.
Источник: https://interaffairs.ru/news/show/42885 

Первый камень под строительство мечети в Новой Москве, на территории межрелигиозного центра в поселке Коммунарка, будет заложен в этом году, сообщил в среду глава Духовного собрания мусульман России (ДСМР), муфтий Москвы Альбир Крганов.

Крганов в среду совершил праздничный намаз в связи с наступлением мусульманского праздника Курбан-байрам, "Московский муфтият" (в составе ДСМР) традиционно проводит намазы по большим праздникам в парке культуры и отдыха "Сокольники".

"Хотел бы вас обрадовать новостью о том, что следующий праздник, Ураза-байрам, мы уже будем проводить на выделенном мусульманам земельном участке под строительство мечети на территории Новой Москвы. Мы здесь с вами, в Сокольниках, 11 лет или больше уже проводим праздники, и вот через 11 лет нашего с вами "сабра" - терпения, молитвы, все соответствующие разрешительные документы у нас уже есть. И в этом году мы будем закладывать первый камень под строительство мечети", - сказал Крганов, обращаясь к верующим. Он выразил слова благодарности руководству страны и мэру Москвы Сергею Собянину.

Как уточнил Крганов ТАСС, речь идет о межрелигиозном центре в Коммунарке, в отношении которого "11 лет шли согласования". В центре, по его словам, будут представлены четыре конфессии - мусульмане, христиане, буддисты и иудеи. Также муфтий сообщил, что в этом году в Москве будет открыто медресе имени Зайнуллы-ишан Расулева для детей из мусульманских семей. "Это большая радость для всех мусульман, и да поможет нам Всевышний в данных добрых начинаниях", - добавил Крганов. 

В Москве в настоящее время есть шесть постоянно действующих мечетей: Соборная мечеть около Проспекта мира, Историческая мечеть в бывшей Татарской слободе в Замоскворечье, Мемориальная мечеть в Парке Победы на Поклонной горе, суннитская мечеть Ярдям и шиитская мечеть Инам в Отрадном, а также шиитская мечеть в посольском городке Исламской Республики Иран. В апреле этого года мэр Москвы сообщил о том, что небольшую мечеть площадью 2,5 тыс. кв. м построят также в шаговой доступности от станции столичного метрополитена "Косино".

Проект крупного полирелигиозного комплекса в Коммунарке предполагает создание в том числе социального центра для общественных активистов, людей с инвалидностью, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Планируется открыть школу для незрячих, а также проводить просветительские, образовательные мероприятия, мастер-классы и выставки. Кроме того, межрелигиозный центр будет заниматься патриотическим воспитанием

Источник: https://tass.ru/obschestvo/18142301

25 сентября 2023 года при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы состоялась Межрелигиозная конференция «Милосердие в России», посвященная социальному служению религиозных организаций и приуроченная к Международному дню благотворительности.

На мероприятии обсуждались актуальные вопросы в сфере организации религиозными организациями благотворительных, социальных и гуманитарных проектов, установление диалога и обмен опытом между представителями разных культур и религий для выработки совместных решений в области реализации дел милосердия. Также участники говорили о вкладе религиозных организаций России в реализацию Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Мероприятие открыл муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов, который выступил модератором конференции. Он приветствовал участников мероприятия, рассказал о возросшей в последнее время актуальности социального служения религиозных общин, а также отметил, что опыт религиозных организаций в сфере осуществления дел милосердия оказался особенно востребован в условиях проведения Вооруженными силами Российской Федерации специальной военной операции.

На открытии мероприятия было оглашено приветствие исполняющего обязанности руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталия Сучкова: «За последние годы общественные институты и религиозные организации России показали слаженную и эффективную работу в реализации благотворительной, социальной, гуманитарной и волонтерской деятельности. Объединяя большое количество неравнодушных людей и помогая нуждающимся, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, представители всех религий и конфессий ежедневно своим служением вносят вклад в укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, являясь неоспоримым гарантом человеколюбия, милосердия и любви к ближнему. Данная созидательная работа заслуживает глубокого уважения и общественного признания. Особенно важно продолжать сотрудничество между органами государственной власти, религиозными организациями и институтами гражданского общества в вопросах реализации социально значимых проектов, направленных на поддержку граждан Российской Федерации в условиях современных реалий».

В Межрелигиозной конференции «Милосердие в России» приняли участие: заместитель начальника Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Алмаз Файзуллин, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева, руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Примаков, председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации Владимир Зорин, исполняющий обязанности заместителя руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, начальника Управления по связям с религиозными организациями Константин Блаженов, советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации Анатолий Карасев, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации и другие представители органов государственной власти, научных и образовательных организаций.

Также приняли участие: председатель Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий Матрусов, председатель отдела Социального служения Московской городской Епархии Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Потокин, исполняющий обязанности секретаря по межрелигиозным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата диакон Илия Кашицин, представитель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Андрей Редкозубов, первый заместитель председателя Евро-Азиатского дивизиона (отделения) Генеральной Конференции Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня Олег Гончаров, муфтий Духовного собрания мусульман Московской области Денис Мухутдинов, муфтий Духовного управления мусульман Луганской Народной Республики Эльдар Гамбаров и другие представители религиозных организаций города Москвы. 

Все выступающие подчеркивали, что опыт социального служения представителей религиозных объединений Российской Федерации многогранен и имеет многовековые традиции, способствует поддержанию атмосферы дружбы и согласия в современном обществе.

Подводя итоги конференции, муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов поблагодарил представителей Русской Православной Церкви и других конфессий за соработничество в делах милосердия. Муфтий обратил внимание, что все предложения, прозвучавшие в ходе конференции, будут обобщены и доведены до соответствующих заинтересованных лиц и организаций.

Межрелигиозную конференцию «Милосердие в России» организовало Духовное Управление Мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият».
Источник и фото:https://www.mos.ru/news/item/130188073/ 

Митинги протеста против проверок прихожан в мечетях и молельных домах Москвы и Подмосковья абсолютно неприемлемы для мусульманского сообщества. Об этом заявил председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов, передают РИА Новости.

По словам Крганова, призывы в адрес мусульман выходить на митинги, звучащие в соцсетях - это результат работы иностранных организаций. Муфтий призвал российских мусульман быть бдительными и не поддаваться на провокации.

Я уверен, все это состряпано зарубежными эмиссарами, которые только и ждут, когда же мусульмане России превратятся во врагов своей страны. Чтобы потом указывать пальцем на мусульман и выставлять последователей ислама в РФ врагами Родины. Наш пророк Мухаммед учил мудрости, призывал, что надо спокойно, но достойно защищать права верующих, - подчеркнул Крганов.

Также председатель ДСМР отметил, что властям стоит принять на законодательном уровне единый норматив выделения земельных участков под религиозные объекты. По его мнению, это бы снизило недопонимание между гражданами во избежание "различных провокаций".

Источник: https://nazaccent.ru/content/40956-muftij-krganov-mitingi-protesta-nepriemlemy-dlya.html 

Председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов назвал хулиганскую выходку мужчины в храме Рождества Христова в Красноярске дешёвой постановкой на публику, подготовленную зарубежными деструктивными элементами.
Ранее сообщалось, что неизвестный мужчина, предположительно, мигрант, пришел в храм Рождества Христова с останками барана и мешал богослужению.
"Всё, что произошло в Красноярске, - это дешёвая постановка, за которой стоят зарубежные деструктивные элементы, они и зомбируют. Настоящий мусульманин такое поведение, да еще и разбрасывание фрагментов скота в храме, позволить себе не может. В любой исламской стране его тут же упрятали бы куда надо для очистки от бесов", - рассказал Крганов РИА Новости.
По его словам, в данном случае против дебошира и хулигана необходимо применить законы соответствующего характера.
"Пусть отвечает по букве закона. Либо пусть его отправят на принудительное лечение, либо срок отбывать. Нечего его жалеть, другим урок будет", - заключил муфтий.
Источник: https://ria.ru/20230629/deboshir-1881288938.html 

В российском обществе есть понимание того, насколько важно сохранять единство нашей многонациональной страны. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказал муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.

«Хотел бы поздравить всех наших соотечественников особенно братьев и сестер мусульман с праздником Курбан-байрам, который как раз олицетворяет и напоминает нам о единстве человечества, потому что это традиции нашего праотца Авраама — мусульмане считают его вторым отцом после Адама. Это праздник напоминания о покорности перед Богом и важности семейных ценностей. Сегодня в праздничной проповеди мы говорили о важности сохранения исконных религиозных и духовно-нравственных ценностей, говорили о важности сохранения единства и сплоченности. На протяжении многих лет мы видим, что президент является объединяющим лидером для всей нашей многонациональной страны», — отметил муфтий.

Он добавил, что президент России Владимир Путин всегда подчеркивает важность взаимоуважения, уделяет большое внимание вопросам межнационального, межрелигиозного согласия в стране — еще с самых первых дней своего президентства он занимается этими вопросами.

«Ведь действительно, недруги очень хотели бы нас разделить, расколоть, противопоставить, поссорить религии, национальности, народы — эти попытки мы наблюдаем на протяжении десятилетий. Слава богу, у нас есть объединяющий лидер, есть законы, защищающие религиозные ценности, традиции, власть реагирует на любые попытки посеять межнациональную, межрелигиозную рознь», — подчеркнул он. Также проводниками общественной дипломатии, по его словам, являются и лидеры религиозных организаций в России — представители разных конфессий и общин.

«Сегодня на проповеди мы молились за наших защитников. В День памяти и скорби мы вспоминали погибших в годы Великой Отечественной войны — 27 миллионов граждан Советского Союза, среди которых было много мусульман, погибших, защищая Отечество. Ратная доблесть, мужество и сейчас в памяти наших граждан, ведь сегодня, как и тогда, плечом к плечу сражаются представители разных народов, национальностей, в их числе много мусульман — с Кавказа, Поволжья, Урала — защищают наше единое отечество. Они понимают, что мы все — граждане одной страны, и нужно защищать не только ее географические границы, но и границы духовные, духовный, исторический суверенитет. Особенно ценно то, что все, что говорит и делает президент, находит понимание и поддержку у народа, и если такое понимание есть, любые испытания мы пройдем достойно», — подчеркнул муфтий Альбир Крганов.

Источник:https://lenta.ru/news/2023/06/28/krbbrm/

Глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов дал интервью Sputnik Кыргызстан. Мы поговорили о том, как из простых верующих делают радикалов, как сохранить в себе человечность и соблюсти баланс, не противопоставляя каноны ислама жизни в светском государстве.
— Как происходит вербовка под прикрытием ислама?
— В начале 1990-х действовала большая программа, назвать ее, наверное, можно "исламским проектом". Вербовщики открывали детские лагеря, искали ребят, которые не общаются со сверстниками, обижены на кого-то или, наоборот, искали "вожаков" общества. Записывали их контакты и забирали в учебные заведения разных стран. Сейчас эти заведения уже закрыты.
Там вербовщики работали с детьми на психологическом уровне: "Они тебя не воспринимают, не понимают, а Аллах тебя любит, и у тебя знания лучше, чем у них". Они все время играли на чувствах, не зря их называют "шайтанами". На чем человека легче всего поймать? На эгоизме, самовлюбленности... Ему говорят: "Ты великий, ты даже не понимаешь, сколько всего хорошего Аллах тебе приготовил, но ты должен сделать это и это". И начинается своего рода игра с сознанием. Специалисты меня поймут: есть термин "золотые гайки". Им говорят: "Мы тебе сейчас все это открыли, но ты другим не рассказывай, это знание только для тебя предназначено, ты избранный, тебе доступен диалог со Всевышним". Там такое лепится…
Ссылаясь на разных ученых, какие только фетвы они не писали. Главное, чтобы исполняли, что они говорят. И для реализации целей, которые они ставят, можно нарушать шариат — общие правила мусульман. А "избранным" говорили, что те могут их нарушать, потому что делают божье дело: "Никто этого не может, а ты можешь".
Они используют чувство любви к Богу наших ребят, молодежи. Особенно если это простой человек — он верует, как учили его родители, что есть Аллах, есть пророк (С.А.В.), для него это самое святое. И ему начинают говорить подобное и через эту любовь превращают его веру в зло, манипулируют, играют им. Это работает через эго, через нафс (сущность человека. — Ред.) идет игра шайтана.
— Как не попасть под влияние идей деструктивного радикализма?
— Нужно четко понимать, от какого человека получаешь знания об исламе, потому что перенимаешь и его духовное состояние. У нашей молодежи должно быть критическое мышление. Ребята приходят в мечеть и слушают хазратов, муфтиев, иностранных гостей. Даже меня если слушаете, включайте мозги: почему он это говорит, что он предполагает, чего он от этого ожидает? Ты спрашиваешь: "А это по шариату?". Я говорю: "Да", и ты бежишь делать это. Так нельзя. Нужно подумать и спросить: "Уважаемый хазрат, вы сейчас сказали, что так можно, а где это написано?". Я говорю: "В Коране написано". А ты: "Уважаемый хазрат, вы не покажете мне этот отрывок в Коране?". Проповедям можно следовать только тогда, когда тебе показывают свидетельства. А когда у нас нет никакого анализа, мы готовы идти за каждым, кто призывает идти за ним.
— Обязательно ли ношение бороды для мусульманина?
— Вопрос не совсем правильный, хотя мы должны понимать, что борода — это сунна (предание. — Ред.) пророка. Ну, тут можно и о других суннах рассказать. Пророк вот с посохом ходил. И если у тебя борода, тебе 40 лет, почему в таком случае без посоха ходишь? Максимально следовать преданиям пророка совершенно правильно. Например, размер бороды должен быть с четыре пальца, за ней нужно следить, чистить, носить аккуратно. У кого борода растет, лучше, чтобы она была. У меня вот не растет, поэтому я сунну исполнить не могу, но хотел бы.
— Можно ли мусульманам отмечать светские праздники, вроде Нового года?
— Ты гражданин этой страны, живешь по паспорту своего государства. Что, во времена пророка были паспорта? Если так крутить, можно стать маргиналом. И какой грех от того, что у тебя есть паспорт? Без паспорта, дорогие братья и сестры, даже в хадж не пускают. Если ты скажешь: "Вот я без паспорта, при пророке паспортов не было", тебя никто в Мекку не пустит. В каком положении ты окажешься? Нельзя доводить религиозные вопросы до абсурда.
То же самое относительно праздников. С каким намерением мы встречаем Новый год? Вся страна этот праздник отмечает, руководители поздравляют. Им что, надо сказать: "Все, запирайтесь дома, выключайте телевизоры"? Альтернативу же можно правильную выбрать: вы встречаете Новый год с детьми, на столе халяльные продукты. Почитайте Коран, попросите детей сделать дуа (личная молитва мусульманина на родном языке. — Ред.). В Новый год можно не хороводы водить и песенки непонятные иностранные петь, а другому его посвятить. Сказать: "Вот и целый год прошел. Что хорошего мы за этот год сделали? Скольким родственникам помогли, сколько раз бабушку и дедушку навестили, сколько аятов выучили?". Все зависит от сознания и понимания человека. А затягивать нас на две тысячи лет назад не надо. Это современный мир, мы можем, например, понимать науку, но это никак не мешает верующим людям.
Также и наша гражданская позиция. Вот ты кыргыз, гражданин Кыргызской Республики, мусульманин. Разве тебе это мешает? Я татарин, гражданин Российской Федерации, мусульманин. Моя религиозная позиция не мешает мне быть россиянином. Законы не мешают мне жить по исламу. Ислам мне не мешает, не запрещает жить по законам. Наоборот, ислам призывает нас быть законопослушными, порядочными, полезными обществу.
— Что вам понравилось в Кыргызстане?
— Во-первых, народ. Наши люди, как я заметил, схожи по духу. Я татарин и мусульманин — у нас с вами одна вера и почти одинаковый язык, один пророк, одна книга (Коран. — Ред.) и идентичная культура. Даже музыка похожа.
Еще хочу отметить сплоченность и искренность ваших соотечественников. Я нередко встречаю молодых кыргызстанцев в России. Там трудится много мигрантов, все исповедуют ислам. Многие помогают друг другу на пути религии, у многих есть желание помогать. Когда я приезжаю в Кыргызстан, чувствую себя так же, как дома, как в татарских селах. Мы и говорим одинаково, и менталитет у нас одинаковый. Природа Кыргызстана прекрасна. Конечно, необходимо привлекать сюда больше туристов, разрабатывать программы.
— Вы хулиганили в детстве?
— У нас были драки "улица на улицу", но это не то чтобы какие-то обиды — скорее, спортивные мероприятия. Я занимался спортом: ходил на татаро-башкирскую борьбу куряш. Родители были строгими, много хулиганить не удавалось.
— Когда вы дрались последний раз?
— Ой, это только в школьном возрасте, да и то, наверное, до четвертого класса.
— Ваши отец и дед были имамами. Вы решили пойти по их стопам еще в детстве или уже в осознанном возрасте?
— Я так понимаю, это привито мне с детства. И бабушка покойная меня обучала, и родственники очень религиозные люди. О мечети говорили с глубоким уважением, трепетом. И это уважительное отношение к религии, к имамам во мне как-то сработало. Зерно взросло, и я стал муфтием.
 Считаете ли вы себя сильным человеком?
— Я считаю, что нет ни у кого такой силы и могущества, как у Всевышнего, а если ты веруешь в Него и на Него полагаешься, то Его представительства тебе достаточно. Я не считаю себя сильным. Считаю себя слабым, немощным человеком, который поддается искушениям. Все мы, простые люди, спешим, когда не надо, но живем с огромной надеждой на милость Аллаха. Это дает силы. Когда вообще никто не может тебе помочь, Аллах помогает.
— Сложно ли вам прощать предательство?
— Конечно. Но если ты религиозный человек, должен найти в себе силы, чтобы даже это простить. Мы же стараемся быть похожими на пророка. Он для нас пример, образец правильности. Когда раб Вахши убил дядю пророка Расула, он к пророку сам пришел, мусульманином стал. Расул сказал, что принимает его веру, но попросил не попадаться ему на глаза, потому что в эти моменты он вспоминает, как тот убивал его дядю. А Вахши до конца дней своих во время молитвы сидел за столбом — так скрывался — и посматривал на пророка: все ждал, что на его лице появятся улыбка и прощение... То есть, раз мы выбрали такой путь, мы не можем позволить себе выбирать: с ним не общаюсь, этого не прощаю. Ты должен постараться помочь человеку хотя бы чуточку измениться.
— Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?
— Да, безусловно. Люди имеют на это право и должны иметь возможность дружить. Но надо соблюдать порядок, который прописан в шариате, дружба не должна переходить в искушение. Не надо играть на чувствах. Этот момент очень четкий в исламе, и нарушать его нельзя. Есть даже мнение, что если мужчина и женщина на определенное время остаются в закрытом пространстве, она потом может потребовать от него жениться на ней. Я понимаю, у вас может быть бизнес в офисе, но можно и там все устроить с соблюдением норм ислама, и чтобы это не мешало работе.
— У вас много врагов?
— Не знаю, кто ко мне относится как к врагу, но у меня врагов нет. Может, я что-то неправильно делаю... Считаю, что у меня и так тяжелая ноша, зачем еще камни вражды носить? Мне это не нужно. Пускай другие тащат эти камни мешками, а я передаю людей воле Всевышнего. В детстве у меня было несколько примеров. Когда у дедов возникали споры, звучала фраза: "Я тебя суду Аллаха передал". Я видел, что происходило потом, поэтому как-то так стараюсь поступать. Огорчения бывают, но стараюсь их пропускать, потому что, как сказано в хадисе пророка, если даже колючка тебя коснется, за это Аллах даст прощение.
— Вы на что-нибудь откладываете деньги?
— Нет. Наверное, я немного транжира (смеется). Когда где-то бываю, если есть возможность, стараюсь приобрести книги. Мы формируем музей ислама — я стараюсь какие-нибудь экспонаты найти, подарки привезти. Но посоветовал бы не следовать моим путем, а делать правильно. Людям, у которых есть возможность, надо спрашивать, где держать средства. Что-то можно хранить наличкой, что-то вкладывать в бизнес, чтобы деньги "двигались". И одну часть, как сказали мне палестинские арабы — а они дружат с евреями, бизнес хорошо понимают, — надо держать в драгоценных камнях, если ты в этом разбираешься. Во всем должна быть мера.
— Видно, что вы следите за собой и в каком-то смысле даже стильный. Происходит ли это само собой или в исламе есть и такое наставление?
— Ислам вообще учит человека хорошо выглядеть. Я не считаю, что у меня это всегда получается. Спасибо большое за вашу оценку. Религиозные деятели всегда на виду — по нам оценивают и ислам. Нужно стараться соответствовать. Не надо транжирить, не надо покупать одежду дорогих брендов — я считаю, это совершенно ни к чему. Иногда на людей смотришь, видишь дорогие бренды, но как-то это ни к селу, ни к городу... Можно наряжаться в простые вещи и выглядеть нормально.
— Что больше всего вам нравится в людях?
— Доброжелательность. Надо любить творения Всевышнего, людей любить надо. Тогда окажешься в числе тех, кто Бога любит. Если я, например, скажу: "Это что за желтый цвет в вашей студии? Почему мне такой стул дали?", тебе же не понравится, верно? А ты думаешь, что Всевышнему нравится, когда Его творение ругают? Нас же Он создал такими. Поэтому все творения, которые тебя окружают, надо любить, и ни в коем случае нельзя никого ругать. Дуа нужно делать, благие пожелания... Пророк говорил, если кого-то ругаешь прилюдно, оскорбляешь за то, что он что-то делает неправильно, не уйдешь из этого мира, пока сам не окажешься в его положении.
 Как вы решаете конфликты?
— Всегда стараюсь по мере возможности как-то объяснить, договориться.
— Вы больше любите село или город?
— У нас, татар, говорят: "Аулунды махта, калада яща" (хвали село, живи в городе. — Ред.), но думаю, тут нет однозначного ответа. У города свои преимущества, у села — свои, но родное село, где я родился, конечно, ничего не заменит. Оно близко моему сердцу.
— Какая ваша любимая книга?
— Религиозная?
— Нет.
— Я люблю поэзию. Меня всегда удивляло, как наши классики могли закладывать в четверостишия очень глубокие смыслы. У пророка Расула был такой дар, он очень серьезные темы мог объяснить человеку двумя словами.
— Вы сами не пробовали писать?
— Иногда пишу стихи, но пока не публикую.
— У вас есть любимый фильм?
— Не могу выделить какой-то один. Очень рекомендую вашей молодежи посмотреть сериал о праведном халифе Хазрат Умаре ибн Аль-Хаттабе. Особенно для мужчин очень сильный фильм. Я вот, пока к вам летел, "Чебурашку" посмотрел. Фильм светский, но о доброте, семейных отношениях... со смыслом.
— Фильмы ужасов любите?
— Вообще не смотрю и никому не рекомендую смотреть. Наши известные специалисты, например, ученая Татьяна Черниговская, говорят, что сцены из "ужастиков" закладываются в подсознании. Надо черпать больше положительного.
— О чем вы мечтаете?
— Относительно семьи, детей молю Всевышнего, чтобы они жили по совести, согласно вере. Есть и планы на жизнь, деятельность Духовного собрания мусульман России в вашей стране. Есть проекты строительства мусульманского комплекса на территории новой Москвы. Там возведут межрелигиозный центр, где будут собираться иудеи, христиане, буддисты и мусульмане. Мэрия Москвы выделила нам участок почти в 3 гектара, за что ей большое спасибо. Мы 11 лет ждали этого решения. Там построят соборную мечеть, учебное заведение, резиденцию и музей ислама. Современный образовательный центр исламской мысли тоже хотим построить.
— Что бы вы хотели сказать кыргызстанцам?
— Хочу всем пожелать милости Всевышнего, а Кыргызстану — процветания. Прошу Аллаха помогать вам. У вас прекрасная земля, Аллах одарил вас красивой природой, доброжелательными людьми. Сохраняйте мир, сплоченность, взаимопонимание, развивайтесь, радуйтесь... Когда есть стабильность, есть и развитие.
Источник:https://ru.sputnik.kg/20230607/intervyu-albir-krganov-1076007215.html

На эти и другие вопросы ИА Реалист ответил российский религиозный и общественный деятель, муфтий Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты Российской Федерации Альбир Крганов. Человечество проживает сейчас не самое простое время: войны, природные катаклизмы, экономические кризисы. Если смотреть на все происходящее с религиозной точки зрения, как можно объяснить эти испытания? Для чего они нам даны и как их пройти? Альбир Крганов: С самого сотворения род человеческий подвергался испытаниям. У каждой эпохи они разные и всегда были не простыми. Нужно помнить и том, что есть испытания Божьи, а есть и вина самого человека или общества. Например, подумайте о вопросах климата, чрезмерности в потреблении, о гонке вооружений между странами. Испытания могут стать для нас абсолютным несчастьем, если человек будет воспринимать их как наказание, и может привести к тому, что он отдалится от Создателя. «Среди людей есть и такой, который поклоняется Всевышнему, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (Коран 22:11). Учение преодолевать жизненные трудности заключается в том, чтобы укрепить связь с Создателем во время трудностей. Когда Всевышний с нами, ни одна из ситуаций в нашей жизни не кажется такой безнадежной и нерешаемой. В Коране Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу» (20:46). Что необходимо предпринять для установления межрелигиозного диалога? Какие шаги должны быть предприняты сторонами? Альбир Крганов: Когда нет аргументов, то невежды применяют модели искусственных конфликтов. Поэтому основное для диалога — это взаимоуважение, знания, согласно источниковедения лишенные влияния псевдонауки, крайних предубеждений и тому подобного. Всевышний в Коране призывает познавать друг друга и вместе в согласии жить на земле. Это умение разговаривать, слушать и слышать партнеров.  10 марта Иран и Саудовская Аравия подписали соглашение о возобновлении дипломатических отношений при посредничестве Китая. Это было политическим решением, а какие шаги должны предпринять эти две общины (сунниты и шииты) с духовной точки зрения для того, чтобы примирение состоялось? Альбир Крганов: Еще ранее эту тему обсуждали в исламском мире, на этой основе родилась Амманская декларация в 2005 году (4-6 июля). Министр иностранных дел России Сергей Лавров в 2017 году заявлял о готовности России помочь «навести мосты между главными протагонистами в регионе — Саудовской Аравией и Ираном». Выступая на конференции ОИС в Марокко, я приводил тоже это предложение. Обе стороны проигрывают самоистощяя себя в чужих глобальных играх и, видимо, «чаша наполнилась» и пришло понимание и политическое созреванием того, что нужно найти пути решения. У нас в народе говорят: «Есть ошибка и у лошади, и у жердей». И здесь важно сделать объективные выводы. Легких путей не бывает, нужно успокоиться, учитывать имеющиеся крайние эмоциональные высказывания лидеров общественного мнения и в спокойном состоянии возвращаться к истокам учения Пророка Мухаммада (мир ему). Ведь Ислам запрещает чрезмерность. Если обе стороны действительно радеют за Ислам и понимают свою ответственность, то они любят Пророка и его благословенное семейство, то значит нужно объединиться в этой любви. Мир ислама движется к единению. Как насчет диалога между исламом и иудаизмом? Какие есть перспективы? Альбир Крганов: Мусульмане именуют иудеев яхуди (евреи) и сынами Израиля. Иногда, яхуди может носить негативный смысл, в то время как бану Исраиль имеет характер вежливого именования согласно Корану. Еще в Медине жили иудейские общины (Кайнука, Надир, Курайза). По нашей традиции они знали о приходе «Печати Пророков», и многие ученые семьями переселились в его ожидании. Но часть лидеров бану Исраиль в Медине отвергли учение Ислама и произошел догматический и личностный конфликт. Несмотря на политические противоречия с иудеями в Медине, Коран и последующая традиция не демонизируют иудеев. Не было в исламской среде «антисемитизма», присутствующего на Западе. Священный Коран называет последователей Торы, Ахлюл китаб — людьми писания. Еврейские общины присутствовали в городах и селах исламского мира. Они достигали высоких признаний и административных постов. Мусульмане не применяли насильственных действий перехода иудеев в ислам. Верующие люди исходят от повеления Творца и если они не подвержены мирским политическим соблазнам, то могут в честном диалоге найти пути сотрудничества во имя добра. К слову, наши общины во многих странах мира проводят совместные мероприятия, успешно сотрудничают, сообща воплощают в жизнь полезные социальные проекты. Почему сильным мира сего удается провоцировать межрелигиозные противоречия и войны? Альбир Крганов: Современные реалии ясно показывают, как когнитивные модели, пропагандистские технологии играют на сознании человека. Большие финансовые проекты реализуются за счет радикализации общества псевдорелигиозными догмами и националистическими взглядами.  Очень часто в силу невежества, слабого знания основ своей веры и культуры люди становятся уязвимыми, попадают под влияние радикальных проповедников.  Россия имеет длительный давний опыт межрелигиозного сотрудничества и мира. Чему российский опыт может научить мир и чей опыт может быть полезен для самой России?  Альбир Крганов: У России свой уникальный путь согласно своей исторической традиции. Наша страна изначально складывалась как многорелигиозное и многонациональное государство. Сложились конституционно-правовые и политические гарантии для реализации свободы вероисповеданий, государственно-религиозного сотрудничества. У нас реально работают общественные и экспертные советы при органах федеральной и региональных властей, межрелигиозные координационные и дискуссионные площадки. Не буду перечислять их они широко известны. У нас столетиями на одной улице находятся храмы традиционных религий, где и колокола звенят и азаны слышны. Строятся общие пространства на базе межрелигиозных центров, таковые планируется на территории Новой Москвы, в Екатеринбурге, да и в ряде других городов. Эти проекты призваны минимизировать страх перед человеком другой веры и культурами, ознакомить граждан с красотой разных Авраамических традиций. Безусловно, есть примеры подобного рода в разных странах, например в ОАЭ, Египте. Их нужно изучать и позитивные практики использовать в нашей жизни.

Источник: https://realtribune.ru/albir-krganov-trudnosti-dany-cheloveku-dlya-ukrepleniya-svyazi-s-sozdatelem

Страница 2 из 3

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.