В Петербурге прошел первый общественный антитеррористический форум

01 июля 2024

В Таврическом дворце состоялся первый Санкт-Петербургский общественный антитеррористический форум. Он собрал ученых, богословов, представителей общественных и религиозных организаций Петербурга, Москвы и многих регионов России. Всех объединила обеспокоенность возросшей угрозой терроризма. Как противостоять бесчеловечному явлению и что для этого может сделать общество? В поиске ответов на главные вопросы общественники и эксперты проанализировали проблему со всех сторон - от истоков террора до причин его недавних проявлений. Форум прошел при поддержке межрегионального общественного патриотического движения "Вечно живые". 

- Мы начали готовить наш форум после трагических событий в подмосковном "Крокус Сити Холле", - отметил председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Пелин. - И градус террористической угрозы с тех пор не ослабевает. Это подтвердили варварские теракты в Севастополе и Дагестане. Казалось бы, темой экстремизма и терроризма должны заниматься исключительно правоохранительные органы. Но мы считаем, что в этом могут помочь и общественные, религиозные, научные и патриотические круги. Это люди, которые болеют за государство и составляют единое целое с ним.

В условиях, когда терроризм приобретает массовый характер, противодействие его преступной идеологии предполагает консолидацию гражданского общества на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, подчеркнул отец Александр. Эта мысль лейтмотивом звучала во многих выступлениях участников форума.

"Религиозные, научные и общественные институты в борьбе с экстремизмом и терроризмом" - так называлась тема пленарного заседания. Муфтий, глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ Альбир Крганов начал с того, что подлинный ислам несовместим с экстремизмом и терроризмом. 

- Вызывает тревогу проникновение радикальных течений, которые подло прикрываются религией и именем Бога. Ислам является религией мира, добра и уважительного отношения к людям другой веры и национальности. Известно, что экстремистские настроения чаще всего подпитываются необразованностью и невежеством людей, низким уровнем образования и культуры. Поэтому потенциал ислама необходимо использовать в широкой просветительской деятельности, - отметил муфтий.

По его мнению, надо вернуть былое значение институту фетвы - это вынесение богословско-правового заключения по применению норм ислама в жизни мусульман.

- "Крокус", Ростов, Дагестан - где разбор этих событий? У нас 50 исламских вузов, но проблема не анализируется. А надо простым языком объяснять людям, что происходит. Только общими усилиями мы создадим духовно-нравственный щит, поставим заслон перед этой идеологией, - уверен Альбир Крганов.

Многие выступающие давали определения сущности терроризма и обращались к его истории. По мнению заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе, в условиях информационного общества терроризм можно считать одной из политических технологий - циничных и ужасающих.

- Эта технология стремится поколебать общество и его разрушить. Революционеры XIX-XX веков тоже действовали террористическими методами, разрушили государство и привели общество к гражданской войне. Террористы нашего времени по большому счету руководствуются теми же задачами. Мы можем противопоставить этому утверждение ценности человеческой жизни, которое лежит в основе всех авраамических религий, - утверждает представитель РПЦ.

Научный руководитель ВЦИОМ, профессор НИУ ВШЭ Иосиф Дискин проанализировал историко-социологические аспекты проблемы.

- Терроризм стал возможен, когда религия перестала быть основным источником легитимности власти и эту роль получила нация. Влияние на оценки гражданского общества стало одной из целей терроризма. XX век существенно легитимизировал его как средство воздействия. К тому же сложились благоприятные социально-психологические условия: рост индивидуализации, снижение роли нравственно-этических регуляторов и механизмов социального контроля, - пояснил ученый.

Он уверен, что сегодня общество в сотрудничестве с государством может жестко противостоять "нигилистической этике". Исследования показывают, что в обществе резко возрос запрос на нравственное измерение его развития.

- Надо поставить вопрос о том, что нравственность является опорой власти и действенности общества в России. Этот прочный фундамент создаст перед террористами огненную стену. Они не смогут пользоваться никакой поддержкой, и тогда станет возможной эффективная работа правоохранительных органов, - подчеркнул Иосиф Дискин.

В своем выступлении на пленарном заседании председатель совета межрегионального общественного патриотического движения "Вечно живые" Федор Туркин рассказал о конкретных практических делах и проектах, которые реализуются участниками движения. 

- Вызывает тревогу проникновение радикальных течений, которые подло прикрываются религией и именем Бога. Ислам является религией мира, добра и уважительного отношения к людям другой веры и национальности. Известно, что экстремистские настроения чаще всего подпитываются необразованностью и невежеством людей, низким уровнем образования и культуры. Поэтому потенциал ислама необходимо использовать в широкой просветительской деятельности, - отметил муфтий.

По его мнению, надо вернуть былое значение институту фетвы - это вынесение богословско-правового заключения по применению норм ислама в жизни мусульман.

- "Крокус", Ростов, Дагестан - где разбор этих событий? У нас 50 исламских вузов, но проблема не анализируется. А надо простым языком объяснять людям, что происходит. Только общими усилиями мы создадим духовно-нравственный щит, поставим заслон перед этой идеологией, - уверен Альбир Крганов.

Многие выступающие давали определения сущности терроризма и обращались к его истории. По мнению заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе, в условиях информационного общества терроризм можно считать одной из политических технологий - циничных и ужасающих.

- Эта технология стремится поколебать общество и его разрушить. Революционеры XIX-XX веков тоже действовали террористическими методами, разрушили государство и привели общество к гражданской войне. Террористы нашего времени по большому счету руководствуются теми же задачами. Мы можем противопоставить этому утверждение ценности человеческой жизни, которое лежит в основе всех авраамических религий, - утверждает представитель РПЦ.

Научный руководитель ВЦИОМ, профессор НИУ ВШЭ Иосиф Дискин проанализировал историко-социологические аспекты проблемы.

- Терроризм стал возможен, когда религия перестала быть основным источником легитимности власти и эту роль получила нация. Влияние на оценки гражданского общества стало одной из целей терроризма. XX век существенно легитимизировал его как средство воздействия. К тому же сложились благоприятные социально-психологические условия: рост индивидуализации, снижение роли нравственно-этических регуляторов и механизмов социального контроля, - пояснил ученый.

Он уверен, что сегодня общество в сотрудничестве с государством может жестко противостоять "нигилистической этике". Исследования показывают, что в обществе резко возрос запрос на нравственное измерение его развития.

- Надо поставить вопрос о том, что нравственность является опорой власти и действенности общества в России. Этот прочный фундамент создаст перед террористами огненную стену. Они не смогут пользоваться никакой поддержкой, и тогда станет возможной эффективная работа правоохранительных органов, - подчеркнул Иосиф Дискин.

В своем выступлении на пленарном заседании председатель совета межрегионального общественного патриотического движения "Вечно живые" Федор Туркин рассказал о конкретных практических делах и проектах, которые реализуются участниками движения. 

- Государство занимается противодействием этой угрозе, однако общественные организации тоже могут внести свой вклад. Нам надо работать непосредственно "на земле", от сердца к сердцу. И необходимо ввести фетву, осуждающую терроризм. Ее уже приняли мусульмане Ставропольского края, объявив его землей согласия. Надо распространить это на всю Россию, - считает Дмитрий Пахомов.

Как подчеркнул имам Азербайджанской общины Петербурга Хаджи Вугар Рзаев, терроризм особенно опасен тем, что зачастую прикрывается религиозным фактором.

- При этом члены террористических организаций не знают даже основ Корана. В основе морали ислама - милосердие, щедрость, благонамеренность по отношению к людям, прощение и справедливость. Ислам и терроризм - в корне противоположные, взаимоисключающие явления. Умело жонглируя религиозными терминами, экстремисты расширяют географию и социальную среду своей пропагандистской деятельности, - отметил имам.

Председатель совета Узбекской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга и Ленинградской области Равшанбек Курбанов обратил внимание на важность комплексной работы с мигрантами - от совершенствования законодательства до создания консультационных центров в каждом районе. 

По мнению руководителя Ростовского отделения МОПД "Вечно живые" Нино Слепченко-Сабанадзе, в разговорах об угрозах терроризма упускаются обычные люди. Как им обезопасить себя? Представитель движения предложила конкретные меры - например, воссоздание добровольных народных дружин, объединение жителей подъездов для реагирования на потенциальную опасность и еще целый ряд вполне разумных и нетрудно реализуемых действенных мер.

Руководитель молодежного движения "Вечно живые" Михаил Рубцов рассказал о работе на новых территориях и важности патриотического просвещения. Например, сейчас движение запускает в вузах, техникумах и колледжах лекторий "Вечно живые герои России".

Научный эксперт МОПД "Вечно живые", кандидат социологических наук, доцент Николай Шеляпин напомнил, что в декабре 2023 года был принят План противодействия идеологии терроризма на 2024-2028 годы. В числе его направлений, по которым уже работает движение "Вечно живые", - народная дипломатия, противодействие радикализации молодежи, профилактика терроризма и укрепление традиционных ценностей. 

Участники форума пришли к единому мнению - бороться с терроризмом можно только совместными усилиями государственных, религиозных и общественных структур. В принятый за основу проект резолюции вошли рекомендации по укреплению нравственно-этического фундамента общества, разработке системы мониторинга факторов этнорелигиозного напряжения, взаимодействию общественных патриотических объединений и другие важные меры.

Акцент

Первый Санкт-Петербургский общественный антитеррористический форум поддержали Общественная палата РФ, ФАДН России, комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, Секретариат МПА СНГ, Секретариат ОДКБ, Российская ассоциация защиты религиозной свободы, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ, Духовное собрание мусульман России, вузы и другие организации.

Источник: В Петербурге прошел первый общественный антитеррористический форум - Российская газета (rg.ru)

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.