СМИ о ДСМР
تلبية لدعوة الجمعية الدينية لمسلمي روسيا، زار سماحة الخليفة العام للطريقة العلية القادرية بالسنغال الشيخ علي دابو أنفا حفظه الله وأمده بالصحة والعافية جمهورية روسيا الاتحادية حيث التقى مع مفتي روسيا وعدد من أعضاء الحكومة.
يأتي هذا اللقاء في إطار تعزيز العلاقات الثنائية بين الطريقة العلية القادرية بالسنغال وزوايا الطرق الصوفية في أوروبا وآسيا ، وجرى الحديث خلال مؤتمر عام عن سبل ترسيخ السلام والوئام بين الشعوب العالمية لمحاربة الإرهاب والتطرف الديني. كما انتهز سماحة الخليفة الشيخ دابو الفرصة خلال لقاءه مع أعضاء الجمعية الدينية لمسلمي روسيا من أجل طرح حلول جذرية عن وقف إطلاق النار في فلسطين المحتلة وفي الشرق الأوسط تزامنا مع الحرب الدائرة بين إسرائيل ولبنان.
والطريقة العلية القادرية زاوية صوفية في منطقة تامباكندا شرق السنغال تعود مرجعيتها إلى الطريقة العلية القادرية الكسنزانية بالعراق ، وتعتاد على تنظيم ب
ملتقى كبير سنوياً بمشاركة محلية وعالمية من قبل شيوخ وعلماء الزوايا الصوفية حول العالم. ويهدف هذا الملتقى الذي سيقام في هذا العام من 29 يناير إلى 1 فبراير 2025 بالأساس لجمع كلمة الصوفية، وتوجيه رسالة موحدة للعالم كله من أجل التأكيد على الدور العام والمحوري الذي يلعبه شيوخ الزوايا في نشر الفكر الإسلامي الوسطي والتصدي بقوة لأصحاب الفكر المتطرف والشاذ .
وسيشارك في الملتقى شخصيات بارزة من الشيوخ والعلماء من كافة دول العالم الإسلامي، وتنظم اللجنة الثقافية بندوات تضم ورقات علمية يتناولها باحثون وأساتذة وضيوف من زوايا الطرق الصوفية في العالم .
وللتذكير ، فإن اللجنة التنظيمية للملتقى السنوي للزاوية القادرية العلية بالسنغال قد خصصت دعوات جديدة لكبار الشخصيات في بعض البلدان الأوروبية والآسيوية والإفريقية كروسيا والمملكة العربية السعودية والجمهورية الاسلامية الايرانية و جمهورية العراق و جمهورية الجزائر ونيجريا كضيوف شرف لهذا الحدث الديني في هذا العام .
دكارنيوز
www.dakarnews.sn
Представители из 32 регионов РФ и девяти государств из числа руководителей органов государственной власти, научно-экспертного сообщества, централизованных религиозных мусульманских организаций, входящих в состав Духовного собрания мусульман России и священнослужители стали участниками конференции «Оренбургское магометанское духовное собрание и российское государство: история и современность», которая прошла в ОП РФ 6 ноября. В мероприятии принял участие первый заместитель председателя комиссии ОП РФ Владимир Лагкуев.
Ее организаторами выступили Комиссия ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, духовное собрание мусульман и Российская ассоциация защиты религиозной свободы.
Диалог между двумя религиями — православием и исламом — в России является залогом стабильности и служит примером для многих стран мира, что неоднократно отмечалось на последних форумах стран БРИКС, отметил председатель комиссия по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Владимир Зорин.
«Действующая сегодня модель государственно-религиозных отношений в нашей стране заложена нашими общими предками», — подчеркнул он.
Для иностранных участников пленарного заседания заместитель председателя Комиссии ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, муфтий централизованной религиозной организации «Духовное собрание мусульман России», муфтий ДУМ города Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» Альбир Крганов сделал акцент на том, что 4 ноября Россия отпраздновала День народного единства — вместе с главой государства члены комиссии ОП РФ приняли участие в торжественном возложении цветов к памятнику Минину и Пожарскому.
Народное единство, сплоченность и взаимопонимание всегда являются основной ценностью России, ее историческим наследием, отметил он.
«Сегодня нет сомнений, что победа добра над злом, света над тьмой очевидна», — уверен член ОП РФ.
«Оренбургское магометанское духовное собрание» и «Таврическое магометанское духовное правление» являются вкладом в укрепление межнационального межрелигиозного согласия — модель сотрудничества государства с мусульманскими организациями, которая была принята еще со времен правления Екатерины II, стала серьезной вехой в истории взаимоотношений между нашими народами, выстраиванием диалога между властью и религией, подчеркнул Альбир Крганов. Он также назвал эти религиозные организации наследием, которое важно сохранять и оберегать для будущих поколений.
«Законодательство страны учитывает национальное и религиозное многообразие. На всех важных выступлениях глава нашего многонационального государства акцентирует на этом внимание. И эта модель показала свою эффективность — благодаря такому диалогу нам удавалось пройти очень большие испытания», — обратил внимание муфтий.
Он также напомнил об историческом факте, заложившем основы межконфессиональных отношений, когда Екатерина II одобрила строительство мечетей на южных рубежах империи.
По словам руководителя религиозной организации, тандем магометанского духовенства и государства позволил мусульманам развивать свою культуру на государственном уровне.
В мире идет информационная война, которая уже вышла на уровень когнитивной — в сети идет борьба за умы, за мировосприятие и убеждения, продолжил Альбир Крганов.
«И здесь мы должны стоять на страже наших исконных духовно-нравственных ценностей», — констатировал он, затронув тему мировой политизации ношения никабов мусульманскими женщинами.
По его словам, данная тема не является актуальной для России.
«Россия — светское государство, и мы с уважением к этому относимся», — заключил муфтий.
В РФ накоплен значительный положительный опыт взаимодействия между представителями религиозных организаций и государственной власти, при всем этом никоим образом не ущемляется свобода на религиозное вероисповедание, обратил внимание начальник управления мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма и взаимодействия с религиозными объединениями Федерального агентства по делам национальностей Евгений Федорченко.
«Религиозные организации активно участвуют в государственном строительстве и направлены на гармонизацию межнациональных отношений, что снижает уровень социальной напряженности, позволяя стране решать серьезные задачи в условиях очень непростой международной обстановки», — пояснил эксперт.
Исторически Россия в течение многих столетий представляла собой так называемое конфессиональное государство, в котором все подданные должны были быть приверженцами той или иной религии — этот постулат повлек за собой факт, при котором конфессии, входившие в состав РФ, получали легальный законный статус, отметил заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Полунов, назвав основой религиозных организаций решение вопросов миротворчества, поддержку традиционных семейных и духовных ценностей, защиту религиозных чувств верующих, а также преподавание религий в образовательных учреждениях.
В ходе научно-практической конференции участники из России и из-за рубежа поделились опытом по укреплению духовно-нравственных ценностей, а также затронули тему популяризации многовековых исторических традиций развития ислама, а также новых форм и механизмов взаимодействия священнослужителей.
Все озвученные российские и международные практики были зафиксированы членами профильной комиссии ОП РФ для более углубленного изучения вопроса.
Источник: https://www.oprf.ru/news/polireligioznost-nikaby-i-ekskurs-v-istoriyu-kakova-rol-magometanskogo-dukhovenstva-v-rossii/
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов принял участие в расширенном заседании президиума Духовного собрания мусульман России. Мероприятие состоялось 11 ноября в Москве на территории строящегося Межрелигиозного духовного культурно-просветительского центра в Коммунарке.
Обсудить насущные проблемы российских мусульман собрались представители ДСМР из более чем 30 регионов России, приглашенные гости из Москвы, Башкортостана, Крыма, Татарстана, представители федеральных органов государственной власти, а также мусульманских организаций Сенегала и Эфиопии.
В ходе заседания обсуждались вопросы демографического положения коренных мусульман в стране, воспитания детей с правильными нравственными ориентирами, сохранения традиционных ценностей семьи, поддержки семей и участников специальной военной операции, а также контроля за мигрантами на территории Российской Федерации. Были затронуты вопросы международной повестки работы ДСМР и поддержки палестинского народа.
Муфтии российских регионов обсудили необходимость расширения инфраструктуры для мусульманского сообщества на территории Москвы. Отмечалось, что поступают обращения граждан о недостатке мест для женщин и детей, что требует создания новых пространств и культурных центров. Участники встречи подчеркнули необходимость дополнительных помещений для проведения культурных мероприятий, образования и досуга, что позволит укрепить связь мусульман с духовным и культурным наследием страны.
Альбир Крганов выступил с развернутым докладом о главных вопросах и направлениях деятельности российской мусульманской общины. Он заметил, что мусульмане из числа коренных жителей России представляют более 60 этносов и исконно жили на этой земле. Нельзя негативное отношение к мигрантам-экстремистам и правонарушителям, переносить на добропорядочных российских мусульман, коренных жителей России и формировать тем самым негативные стереотипы восприятия ислама и российских мусульман, считает он.
«Кроме России, у нас другой Родины нет! Нам известны и дороги наши обычаи, традиции и вера. Мы гордимся своей российской гражданской идентичностью, осознаем себя органичной частью российского общества. Но иногда нам приходится слышать в свой адрес слова неприязни из-за приезжих мигрантов и их порой неподобающих, безобразных выходок — это несправедливо, неприятно, да и неправильно. Нас не следует мешать одной ложкой с гостями, временно приехавшими в страну, и судить по их поступкам и делам, которые не разделяют и тем самым не имеют отношения к нашему исконному наследию и истинному духу мусульманских народов России», — подчеркнул в своей речи Альбир Крганов.
Отдельное внимание было уделено теме строительства мечетей в России. Муфтии регионов России поделились опытом конструктивного взаимодействия с региональной властью. Отмечалось, что мечети строятся для своих граждан, для граждан России, для коренных мусульман, исконно проживающих на территории России, — для них мечеть служит не только местом поклонения, но и важным социальным и культурным центром.
«За годы исламского возрождения в России построены разрушенные в атеистическом прошлом тысячи мечетей. Для мусульманина мечеть — это своего рода образовательный духовный центр изучения и понимания ислама, укрепления исламской солидарности и патриотического единства общества», — сказал Альбир Крганов.
По мнению члена ОП РФ, тема с мечетями, с выделением земли, проблемой их строительства, не должна становиться площадкой для проявления напряженности и исламофобии: «Для России исконно чужда любая форма проявления исламофобии, межрелигиозной розни и конфликтности. Надо отметить, что попытки посеять рознь между мусульманами и христианами в нашей стране бесплодны и бесперспективны».
Источник и фото: https://www.oprf.ru/news/popytki-poseyat-rozn-mezhdu-musulmanami-i-khristianami-v-rossii-besplodny-i-besperspektivny/
Не стоит делать выводы о российских мусульманах по поведению мигрантов, которые могут не разделять ценности исповедующих ислам россиян, заявил глава Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир хазрат Крганов. С докладом Крганова ознакомилась «Лента.ру».
«Наша многонациональная страна всегда славилась своим взаимопониманием и уважением к различным религиям, культурам и традициям. Важно и сегодня сохранять этот диалог и взаимоуважение внутри страны, несмотря на все то, что происходит далеко за ее пределами. Однако в последнее время мы наблюдаем тенденции, которые не могут не вызывать у нас беспокойства», — подчеркнул муфтий.
Крганов призвал не переносить негативное отношение к мигрантам на российских мусульман. Он подчеркнул, что подобные действия формируют стереотипное восприятие ислама и мусульман российского происхождения
Нас не следует «мешать одной ложкой» с гостями, временно приехавшими в страну, и судить по их поступкам и делам, которые не разделяют и тем самым не имеют отношения к нашему исконному наследию и истинному духу мусульманских народов России
«Мы, мусульмане, коренные жители России, представляющие более шестидесяти этносов, исконно жили здесь, на этой земле. Кроме России, у нас другой родины нет. Нам известны и дороги наши обычаи, традиции и вера. Мы гордимся своей российской гражданской идентичностью, осознаем себя органической частью российского общества. Но иногда нам приходится слышать всей в свой адрес слова неприязни из-за приезжих мигрантов и их, порой, неподобающих, безобразных выходок — это несправедливо, неприятно, да и неправильно», — объяснил Крганов.
Ранее муфтий Чечни и советник главы республики Салах Мешиев заявил, что запрет на ношение хиджабов в школах, введенный во Владимирской области, является нарушением Конституции России.
Источник: https://lenta.ru/news/2024/11/08/spoon///
Республиканец Дональд Трамп должен помнить об ответственности перед Всевышним за свои решения и поступки и "не обожествлять себя", раз он считает себя верующим человеком. Тогда можно надеяться, что он сделает "более человечным" политический курс США, сказал ТАСС глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы Альбир Крганов, комментируя сообщения о победе Трампа на президентских выборах в США.
"Мы не предсказываем будущее, не знаем, как будет лучше, но знаем, что все определено Всевышним, и это мы и увидим. "Вероубежденный" человек всегда поймет верующих в Творца. Будем надеяться, что, обладая этой способностью, Дональд Трамп сможет повлиять на политический курс США и сделать его более человечным", - сказал Крганов.
По его словам, если Трамп считает себя верующим человеком, как он сам утверждает, то ему было бы полезно "вспомнить Священное писание, которое призывает к смирению и благодетели". "Это должно стать напоминанием о великой ответственности перед Всевышним за его решения и поступки, которые могут повлиять не только на его судьбу, но и на судьбы его близких, родственников и будущие поколения. Необходимо славить Бога и творить добрые деяния, а не обожествлять себя и не возводить себя на пьедестал", - отметил муфтий.
Для людей, занимающих столь высокий ранг, добавил он, "особенно важна нравственная опора на ценности веры".
Источник: https://tass.ru/obschestvo/22330525?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Источник:https://ria.ru/20241104/putin-1981790606.html
Источник: https://ria.ru/20241028/banknoty-1980435437.html
Участниками СВО являются 200 тысяч мусульман . Такие данные в эфире телеканала «Царьград» привел председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Альбир Крганов. В ходе дискуссии обсуждался вопрос строительства межрелигиозного духовного центра в районе Коммунарка. Проект поддержал президент России Владимир Путин и глава РПЦ патриарх Кирилл. Группа местных жителей записала обращение к главе государства с просьбой остановить реализацию проекта из-за наличия в нем мечети.
Муфтий подчеркнул, что мечеть строится в первую очередь для граждан России, которые достойно выполняют свой гражданский долг перед Родиной. «Двадцать пять миллионов [мусульман, – IN] живет у нас; двести тысяч, если не больше, человек воюют сегодня в СВО – это граждане с российским паспортом», – сказал он. Ранее президент России Владимир Путин отметил, что российская армия становится самой высокотехнологичной и боеспособной в мире . Недавно вышла книга о военно-духовном служении российских мусульман. В свою очередь, Сергей Меликов выразил гордость по поводу того, что больше всего Героев России за СВО – дагестанцы.
Источник:https://islamnews.ru/2024/10/27/muftiy-krganov-v-svo-voyuet-200-tysyach-musulman?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
В эфире телеканала «Царьград» обсудили появившееся в сети очередное обращение против строительства Межрелигиозного центра в московском районе Коммунарка. В дискуссии прияли участие председатель Духовного собрания мусульман (ДСМР) России муфтий Альбир Крганов и глава патриаршего совета по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий Матрусов. Проект, предназначенный для размещения духовных центров всех традиционных конфессий, поддержал президент России Владимир Путин и глава РПЦ патриарх Кирилл. Особый интерес к строительству центра проявляют мусульмане в связи с тем, что в московском регионе остро не хватает мечетей. Как отметил муфтий Альбир Крганов, работа в этом направлении ведется Духовным собранием на протяжении 12 лет.
Главная претензия к проекту – наличие мечети После презентации проекта комплекса противники строительства межрелигиозного центра активизировалась в Сети. Как следует из ролика, ставшего предметом обсуждения в студии «Царьграда», главным аргументом оппонентов проекта является наличие в нем мечети. Так, согласно претензиям авторов петиции, мусульманская часть занимает слишком большую площадь центра. По их словам, большинство жителей района Коммунарка – «молодые славянские семьи с детьми», а жители, исповедующие ислам являются по главным образом мигрантами. Многие из них трудятся на расположенной неподалеку крупной плодоовощной базе «Фуд-сити». Русский народ борется за свое выживание, подчеркивают идейные вдохновители подобных обращений против строительства мечетей. «Поскольку религия является одним из главных объединяющих факторов, то если данный центр будет построен, то криминальная обстановка в Новой Москве ухудшится во много раз за счет появления столь крупного идеологического объединения такого огромного количества крайне радикально настроенных по отношению к русским людям мигрантов», – заявляют несогласные с появлением в Коммунарке межрелигиозного центра.
Как говорится в тексте, «мы будем бороться за будущее наших детей, нашего народа, нашего района и нашей страны и просим вас не дать случиться катастрофе, не дайте заместить нас выходцами из Средней Азии». Для этого, по мнению обратившихся, необходимо остановить строительство, против которого выступают жители района Коммунарка и других районов ТиНАО. Патриарху предлагали включить в комплекс православный храм Другим основанием для отказа в строительстве комплекса, по мнению его противников, является отсутствие в нем храма РПЦ. «Кроме этого, вызывает недоумение выбор строительства храма именно для христиан-молокан в противовес православному, католическому и протестантскому храмам», – утверждают авторы обращения. По словам муфтия Альбира Крганова, с предложением об участии в проекте выходили на различные конфессии. Например, католическая община отказалась от него в начальной стадии обсуждения. Что касается Московской патриархии, то, как отметил муфтий, к патриарху Кириллу неоднократно обращались по поводу строительства православного храма. «Когда соответствующие решения о выделении земли традиционным религиозным организациям были приняты, мы неоднократно обращались к патриарху Кириллу от имени наших религий с предложением, чтобы в комплексе был и православный центр», – сказал Крганов. Четырех мечетей не хватает даже коренным жителям России В ходе эфира муфтий Крганов подчеркнул, что этот проект служит интересам представителей коренных мусульманских народов России и в первую очередь татарского и башкирского. «В данном проекте мы хотим, чтобы нашим татарам, башкирам – а их проживает в Москве несколько сот тысяч – создать условия. Поэтому мы больше говорим про культурную составляющую: чтобы собирались женщины, дети, чтобы функционировали музейные комплексы», – сказал мусульманский деятель. Он напомнил, что в Москве сегодня только четыре мечети. «Даже мусульманам-коренным жителям Москвы очень сложно пробиться в те мечети, которые их деды еще тогда построили», – посетовал он. Петиции против строительства мечетей появляются на фоне информационного вала о преступлениях, совершаемых исключительно мигрантами. Муфтий выступил против манипуляций на тему мигрантов и последователей ислама как таковых. «Не надо перекидывать на граждан мусульман-граждан нашей страны проблему мигрантов, которые сегодня пришли и уйдут и их уже сейчас становиться на сотни тысяч меньше в стране. Двадцать пять миллионов [мусульман, – IN] живет у нас; двести тысяч, если не больше, человек воюют сегодня в СВО – это граждане с российским паспортом», – сказал он. Визитная карточка столицы России По мнению иеромонаха Григория Матрусова, строительство межрелигиозного центра в итоге послужит делу укрепления мира и стабильности в Российском государстве. «Появление такого центра, который благословлен со всех сторон (из Кремля и Патриархии), где прозрачная деятельность, на мой взгляд, положительный момент, потому что любой человек, в том числе мигрант, пойдет в красивую мечеть, нежели в какую-то молельную комнату. Работа с нашими традиционными национальностями – это важнейшая часть, но не менее важно просвещать ребят, которые приезжают, чтобы они видели и понимали, что ислам, который традиционный для России, проповедует межконфессиональную дружбу среди людей и народов», – сказал православный деятель. Альбир Крганов, в свою очередь, указал на то, что ДСМР, будучи традиционалистской с точки зрения направлений ислама организацией, планирует «создать на базе Коммунарки общинную работу, которая была и у православия, и у ислама». Как подчеркнул муфтий, «у нас должна быть татарская община, куда придут татары, башкиры, этот вопрос остается на повестке. Разного рода провокаторам там места не будет, потому что там будет современный образовательный, научный центр», а также «реабилитационный центр для участников СВО». По словам председателя ДСМР, «это больше татарский культурный проект на территории Москвы, который 3 ноября получил поддержку президента, потому что таких проектов в мире не так уж много». Проект по праву станет достопримечательностью и одной из визитных карточек столицы России, считает муфтий. «Мы хотим показать этим центром, что мы едины, сплочены на фоне вакханалий, творящихся в мире. Людей будет радовать парковая зона. Это будет достопримечательностью столицы. Поэтому мы долгие годы и шли к этому проекту, чтобы он стал изюминкой, показателем добрых отношения между традиционными конфессиями», – подчеркнул Крганов. Верующие люди всегда поймут друг-друга Мусульманский деятель указал на уникальность подобных центров, символизирующих национальное и религиозное согласие в России. «У нас в Казани у нас рядом стоят храмы [разных конфессий, – IN]. Недавно сами татары восстановили православный храм, на открытии которого присутствовали муфтии вместе с патриархом. Сейчас в Махачкале будет строится православный храм, в Дербенте – храм трех религий. Это уникальные центры», – сказал Крганов. Он также призвал отказаться от попыток дискредитации участников реализуемого в столице проекта. «Мне даже порой кажется, что такую идею нашу хотят использовать против нас же», – посетовал муфтий. Глава ДСМР предложил авторам петиции выйти на контакт с муфтиятом. «Верующие люди, татары с русскими всегда найдут о чем поговорить. Мы современные, культурные люди всегда поймем друг-друга», – подчеркнул он. Ведущая «Царьграда» поддержала эту идею и тоже призвала перейти от претензий к диалогу. В финальной части эфира иеромонах Григорий Матрусов отметил, что лучшим средством преодоления стереотипов являетя изучение ислама и православия, сославшись на собственный пример. «Несколько лет назад я об исламе знал мало и для меня ислам был чужим миром. Но когда изучаешь другой язык, другую религию, когда понимаешь как это устроено, возникает совершенно другое восприятие. Потому что у нас, к сожалению, люди очень мало знают о православии, об исламе, мало знают историю», – заключил представитель русской Церкви.
Источник ::https://islamnews.ru/2024/10/23/muftiy-krganov-i-ieromonakh-matrusov-obsudili-obrashchenie-protiv-stroitelstva-mecheti-v-kommunarke?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Визит муфтия Альбира Крганова в Свердловскую область пришелся на знаковое событие: в уральской столице заложили первый камень Соборной мечети. В интервью главному редактору «ОГ» Александру Лакедемонскому глава Духовного собрания мусульман России рассказал, почему идея строительства божьих храмов во всех религиях стоит выше рационального прагматизма, сформулировал в чем издревле состоит несокрушимость Российского Государства и какую роль в истории страны играет Свердловская область, и поделился, о чем бы попросил Пушкина, если бы был его современником.
— Закладка Соборной мечети в главном городе Урала — событие, значимость которого, пожалуй, не ограничивается рамками одной религиозной конфессии. Как вы считаете?
— Чем больше будет у нас божьих храмов — тем больше будет благодать. Потому что, в отличие, например, от торговых центров и комплексов, которыми у нас полстраны застроены, тут нет рационального расчета. Кстати, специалисты говорят, что необходимости в таких центрах все меньше, сегодня почти все можно получить, не выходя из дома.
Так вот. Сама идея строительства божьих храмов возникла не из рационального, это повеление Бога. Оно есть во всех небесных книгах — в Коране, Евангелии, Торе. Божьи храмы нужны всегда. Люди приходят, сюда, молятся, общаются с Богом. Конечно, можно сказать, что для общения с ним не обязательно идти в мечеть, храм, синагогу — Господь он везде. Но обстановка дома божьего для этого особо располагает. Влияет на человека самым благим образом. Поэтому люди всегда строили и будут их строить.
Для мусульман особенно важно наличие мечети. Начнем с того, что это слово происходит от арабского «масджид» — место поклонения. Мечеть — это не только место для исполнения молитвы, ритуальных обязанностей. Это центр объединения, решения многих вопросов. Во времена Пророка (САВС*) залы мечети использовались как многофункциональные центры. Там даже спортивные соревнования проводились. Пророк (САВС) принимал там иностранные делегации. А в одной из комнат обязательно находился фонд, из средств которого нуждающимся людям оказывалась поддержка.
Мечеть была совещательной площадкой, помещением для собраний (меджлисов), где принимались важные решения: от семейных, бытовых — до решений, например, о начале военных действий.
Пользуясь случаем, хочу особо поблагодарить руководителя Духовного управления мусульман Свердловской области Абдуль-Куддус Хазрата за ту большую работу, которую он проделал, чтобы наконец запустить этот долгожданный проект. Сегодня с нами здесь муфтии из разных регионов страны — это говорит как о важности события в целом, так и о том, каким уважением пользуются руководители мусульманской общины на Среднем Урале.
— Свердловская область вам знакома?
— Конечно. Я неоднократно бывал здесь, мы взаимодействуем с религиозными и национальными организациями. Могу, наверное, даже сказать, что в определенной степени погружен в ее историю. У нас каждый регион уникальный. Но уральский регион, Свердловская область, в истории нашей страны занимает особое место, в том числе с точки зрения исламских традиций. Нам известны имена религиозных деятелей Урала еще времен досоветского, царского периода. Здесь, к сожалению, расстреливали царскую семью — а это, увы, тоже поворотный момент в нашей истории.
— Для исламской уммы тоже?
— Конечно. Бытует мнение, что в царское время, якобы, были гонения на ислам. Но как тогда объяснить, что тогда в русских городах русский царь строил мечети? Мало кто об этом знает, но супруга Николая Второго, императрица Александра Фёдоровна, жертвовала средства на мечеть в Симферополе, которая была названа в её честь и стала первым электрифицированным зданием в городе. А сам император жертвовал средства на мечеть для Крымского конного полка, целиком состоящего из крымских татар. Есть обратные примеры. Эмир бухарский Сеид Абдулахад-хан и простые жители Туркестана в начале 20-го века собирали средства на строительство кораблей для русского флота.
Мы жили тогда, как одна семья. Жаль, что потом на длительный период эта преемственность была утрачена. Россия — страна с тысячелетней историей. Ее создавали разные представители разных народов и разных религий. В этом уникальность нашей страны.
Есть страны, большие, влиятельные, в которых все это сознательно размывается. Смешивается, как в одном плавильном котле. У России же свой уникальный опыт, хотя и многострадальный. У нас и русские Казань брали, и татары Москву сжигали. Разбирались между собой. Но сегодня мы живем во взаимопонимании. В нашей стране сохраняется идентичность народов, их традиций, культуры. Национальные республики, входящие в состав России, вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации — русским. Сегодня официально таких языков более тридцати. Плюс автономные округа могут устанавливать официальный статус своих языков.
И в этом многообразии, переплетении разных традиций и обычаев наша сила. Оно дает уникальный результат во многих сферах. В культуре, в архитектуре. В экономике и внешней политике, наконец. Потому что в одних моментах нужен подход гибкий, восточный, а в других, напротив, прагматичный европейский.
И конечно, это обогатило нашу литературу, искусство, науку. Поэтому у нас так много выдающихся людей. Многие деятели русской литературы читали Коран и это нашло отражение в их произведениях. У Александра Сергеевича Пушкина есть цикл стихов, который так и называется — «Подражания Корану», созданный под впечатлением от прочтения нашей Священной книги в переводе на русский язык. Как он красиво написан! Каким чудесным слогом поэт объясняет нам аяты! Если бы мы жили с ним в одну эпоху, я первым делом попросил бы его написать полное толкование Корана. Это было бы уникальнейшее произведение!
Лев Николаевич Толстой тоже читал Коран. Если внимательно читать его произведение про Отца Сергия, усмирявшего свою гордыню, чтобы не поддаваться наущениям шайтана, в нем, как мне кажется, можно найти отголоски наших аятов. И таких примеров можно привести много.
— Что еще, по-вашему, отличает Свердловскую область?
— Свердловская область — это продолжение общей модели страны. Здесь проживает более 300 тысяч мусульман. И это считая только тех, кого можно назвать коренными. Ссыльные (а это как правило люди с достаточно высоким уровнем образования, навыками), раскулаченные. Но, как бы то ни было, они своим трудом вносили свой вклад в развитие региона, а учитывая роль Урала в экономики и обеспечении обороноспособности нашей страны — то и России в целом.
Еще 25 лет назад, когда я приезжал сюда, меня удивила одна история. Мы были в Серове, где тогда, как я понял, жило немало переселенных раскулаченных семей. Я познакомился с очень пожилой женщиной. В 20-х годах ее семья жила где-то в Черноземье. У нее было семеро братьев. Они целыми днями работали в поле, а она носила им туда еду. Кто-то написал на их семью донос — мол зажиточные, кулаки. А там вся семья трудилась от восхода до заката! Их всех забрали. Ее прямо с поле, как была, в одном легком платье, взяли, закинули в вагон для скота! Я спросил у нее тогда: а вот те люди, которые на вас писали жалобы, как вы к ним относитесь? Она ответила, совершенно спокойно, без обиды и неприязни: на все воля божья. Потом она мне еще показывала кладбище сосланных крымских татар, в том числе из Бахчисарайского дворца, где жила ханская семья. Знаю фамилии, но говорить не буду — это не моя тайна.
Так вот я это к чему? На Урале живут очень сильные, цельные люди. Люди труда. Они не про политику, не про поговорить. А про реальные дела. Это само по себе очень дорого стоит. Вызывает уважение.
— Как вы оцениваете наш регион с точки зрения состояния межнациональных и межконфессиональных отношений?
Как я уже сказал, Свердловская область — это продолжение общей модели страны. Мы все вместе прошли непростой путь. Нас с 90-х годов пытались переиначить. Радикализировать. Эта работа шла на Кавказе, в Поволжье, и до Урала, что скрывать, у них руки дотягивались. Но наши верующие не поддались, идеология крайнего толка не прошла. Свою роль здесь сыграла и жесткая позиция государственных органов.
Предпринимались попытки стравить наши народы. Поссорить христиан с мусульманами. Но скажите, разве такое возможно? Мы смотрим статистику. В Башкирии — 38 % смешанных браков. В Татарстане — 30% или даже больше. Ваш регион тоже не исключение. Ну как нас поделить? Мы столько веков живем вместе, что это уже невозможно.
В прошлом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принимал участие в международном экономическом саммите международный экономический форум «Россия — исламский мир» в Казани. Это было прекрасное выступление, которое я бы даже назвал программным. Он, в частности, отметил, что у православия и ислама общие фундаментальные ценности и нравственные ориентиры. Мы стремимся сохранить традиционный, Богом заповеданный семейный уклад. И именно взаимодействие православного христианства с исламом могут остановить мир от саморазрушения. От вызовов со стороны безбожного секулярного мира, который задает курс на вытеснение Бога из человеческой жизни, а служение ему подменяет служением страстям, превращающим человека в узника собственных пороков.
У нас выстроены хорошие взаимоотношения с РПЦ на уровне регионов. И Свердловская область прекрасный тому пример. Глава Екатеринбургской митрополии, владыка Евгений — образованнейший, глубокий человек. Мы знакомы, общаемся. Руководитель миссионерского отдела епархии Даниил Рябинин принимал участие в закладке первого камня Соборной мечети, сказал проникновенные слова. Сегодня муфтий Абдуль-Куддус рассказывал мне о совместных проектах, которые реализует возглавляемое им духовное управление и Екатеринбургская епархия. Благие начинания нас объединяют.
Мы все работаем на общую цель — сплочение, единение нашего народа. А все остальное у нас есть. Страна у нас большая, прокормить себя мы сможем. Главное – чтобы между нами было доверие и взаимопонимание.
* САВС — Саллаллаху алейхи ва саллям (араб. «мир ему и благословение Аллаха») — салават, добавляется как знак уважения после имени Пророка Мухаммада.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге заложили первый камень будущей соборной мечети.
Источник и фото: https://oblgazeta.ru/society/religion/2024/10/68200/