СМИ о ДСМР

В России недостаточно исламских потребительских кредитов и медицинского страхования соответствующих нормам шариата. Такое мнение выразил глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов в интервью РБК Татарстан. 

По словам господина Крганова, есть необходимость в партнерском потребительском кредитовании для широких масс, которое будет направлено на удовлетворение каких-либо простых потребностей, например, приобретение мобильного телефона.

«Если говорить о корпоративном кредитовании, то сейчас есть ряд продуктов, нацеленных на средний бизнес — есть компании и организации, которые предлагают лизинг, инструменты для покупки жилья и так далее», — сказал Крганов.

Но для крупного бизнеса пока отсутствуют разработанные партнерские финансовые решения. Несмотря на то, что работа в данном направлении уже ведется и демонстрирует положительную динамику, требуется дальнейшее развитие. В связи с этим в настоящее время рассматривается вопрос о продлении экспериментального периода до 2028 года, что позволит продолжить совершенствование этих финансовых механизмов.

Среди перспективных направлений муфтий выделил медицинское страхование для развития медицинского туризма с исламскими странами, а также доработку исламской ипотеки, где пока сохраняются проблемы с двойным налогообложением.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/7692089 

В Духовном собрании мусульман России положительно оценили эксперимент по исламскому банкингу, в котором участвует Татарстан. В РТ разработано более 20 таких продуктов. Линейку нужно расширять, охватывая новые сферы. 

Чтобы партнерские финансы, которые сейчас в экспериментальном режиме внедряют в 4 регионах РФ, включая Татарстан, стали полноценной частью финансовой системы России, необходим адаптационный период. В частности, у населения должно появиться понимание, что же представляет собой такой банкинг. Однако очень важно, что РФ начала разрабатывать и внедрять такие продукты.Такое мнение в интервью РБК Татарстан высказал глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ Альбир Крганов. 

Татарстан, по его оценке, вносит весомый вклад в эту работу. Например, в республике недавно были открыты несколько фондов, созданных по примеру эндаумент-фондов.

Однако, по мнению Крганова, линейку партнерских продуктов необходимо расширять. В частности, они необходимы для потребительского кредитования, медицинского страхования и так далее. 

— Каких финансовых продуктов, на ваш взгляд, сейчас не хватает?

— Конечно, финансовых продуктов на сегодня недостаточно. Во-первых, на мой взгляд, есть необходимость в партнерском потребительском кредитовании, предназначенном для широкой аудитории, чтобы им можно было пользоваться для закрытия самых простых потребностей, например, для покупки мобильного телефона. Если говорить о корпоративном кредитовании, то сейчас есть ряд продуктов, нацеленных на средний бизнес – есть компании и организации, которые предлагают лизинг, инструменты для покупки жилья и так далее. Однако для крупного бизнеса партнерские продукты не сформированы. Работа в этом направлении начата, есть хорошие результаты, поэтому для ее продолжения готовится к принятию закон по продлению эксперимента до 2028 года.

Исламские инструменты обладают определенными преимуществами, и их можно и нужно использовать в том числе в рамках больших программ на государственном уровне. Это видится актуальным в свете подписания президентом РФ Владимиром Путиным закона, ратифицирующего договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Ираном, развитию экспортных связей с исламским миром, в том числе в сфере сельского хозяйства и других событий.

— Какие еще продукты, на ваш взгляд, необходимы?

— Кроме того, нужны продукты в сфере страхования, в том числе медицинского. Это необходимо, например, для развития медицинского туризма с государствами исламского мира. Предложения, чтобы в наши больницы на лечение приезжали из-за рубежа. Но для этого нужна программа медицинского страхования, но такого продукта, соответствующего канонам ислама, в нашей стране пока нет. Идет работа по исламской ипотеке, но пока этот продукт, на мой взгляд, не доработан до полноценного инструмента. Есть вопросы по двойному налогообложению, нам поступают вопросы от иностранных партнеров, как это будет работать, какие есть решения.

Но задача поставлена. И сфера партнерских финансов постепенно будет «обрастать мышцами». Регулировать и предлагать изменения будет сама жизнь. Если говорить о международном сотрудничестве, то это дорога с двухсторонним движением. Например, Иран для работы с нашей страной внес изменения в законодательство. Над этим работают и в других странах. Поэтому диалог с нашими законодателями необходим, и понимание, к счастью, есть.

Становление исламского банкинга в РФ

— Как много времени, по вашему мнению, должно пройти, чтобы партнерский банкинг стал полноценной частью финансовой системы России? Что для этого нужно сделать?

— Эксперимент по внедрению исламского банкинга планируется продлить до 1 сентября 2028 года. Поступали предложения включить в него еще два субъекта – Чувашию и Ингушетию. То есть живая постоянная работа продолжается. Однако должен пройти определенный период времени, чтобы произошли перемены в понимании наших граждан этого инструментария, как его вообще можно использовать. Его нужно опробовать в деле. Определенные наработки уже есть, но и есть куда стремиться.

— Как вы оцениваете ход эксперимента по внедрению исламского банкинга, который в прошлом году стартовал в 4 регионах страны – Татарстане, Чечне, Дагестане и Башкирии?

— Наша страна начала развитие безусловно важного направления – партнерских финансов. Это новое для нас направление, и мы понимаем, что необходимо время, так как нужно адаптироваться к этому процессу. Сейчас пилотный проект по их внедрению проходит в 4 регионах страны. До его запуска мы обсуждали возможность реализации такого проекта и в Госдуме с председателем думского комитета по финансовым вопросам и главой совета Ассоциации банков России Анатолием Аксаковым, депутатами от Татарстана и других регионов, представителями Общественной палаты и так далее.

Я вижу большую заинтересованность в проекте по внедрению партнерских финансов и активную работу по подготовке базиса для них в регионах-участниках эксперимента. Говоря о Татарстане, я могу сказать, что там найден сбалансированный подход к реализации данного проекта, который учитывает мнение законодателей, богословов из совета улемов Духовного управления мусульман республики. Также участвует и Российский исламский институт (КИУ), который находится в Казани. В результате, в республике было создано более 20 финансовых продуктов, которые, на мой взгляд, кроме всего прочего, являются выверенными с точки зрения адаптации под нашу реальность.

— В 2022 году вы прогнозировали, что партнерские финансы могут занять 2-3% на финансовом рынке страны. С учетом запуска эксперимента и прочей проводимой работы в данной сфере поделитесь свежими прогнозами по их доле на ближайшую перспективу?

— По отдельным направлениям рост идет достаточно интенсивно, и долю партнерских финансов в некоторых сегментах эксперты оценивают гораздо больше, чем 2-3%. Перспективы, на мой взгляд, очень хорошие.

— Есть ли спрос на такие продукты у мусульман Москвы и других ненациональных субъектов, а также у представителей других конфессий?

— Спрос есть. Люди по вопросу исламских финансовых инструментов обращаются к нам, в Духовное собрание мусульман России и наши структуры, которые есть в 40 регионах страны. Запросы поступают в том числе и из ненациональных субъектов. Мы помогаем им соответствующими контактами.

Сейчас Россия переориентировалась на сотрудничество со странами Азии и Востока – это и огромный Китай, и Индонезия, где проживают 300 млн мусульман, и Малайзия, а также арабские и африканские государства. Исламский мир очень велик, в нем сформированы глубокие традиции, аудитория партнерских финансов составляет 2 млрд жителей планеты. Нам нужно научиться правильно понимать законодательство этих государств, построенное на принципах ислама, нужно перекинуть правильный мостик в этот мир, чтобы начать с ним работать.

Приведу пример. Есть такие структуры как эндаумент-фонды. Они очень близки к такому понятию, как вакф. Вакф – это неотчуждаемое имущество, которое передается определенным организациям, религиозным или общественным, а средства идут на развитие того или иного направления. Татарстанские богословы нашли в действующем российском законодательстве без необходимости его корректировки возможность для такой работы. И я знаю, что в Казани совсем недавно были созданы несколько фондов по подобию эндаумент-фондов.

Перспектива господдержки халяль-производителей

—  Как вы оцениваете качество халяль-продукции в стране?

— По внедрению стандартов халяль, реализации данной продукции ведется большая работа.10-15 лет назад она началась с подачи духовных управлений мусульман, поскольку, согласно Корану, не только пища, но и другие аспекты жизни мусульманина должны соответствовать определенным требованиям. Проводилась масштабная работа по стандартизации, велась интеграция с органами власти. Затем на государственном уровне было принято решение создать при Роскачестве центр компетенций халяль.

В странах исламского мира регламентацией в данной сфере являются государственные институты, мнение богословов, безусловно, учитывается, но регулятором выступает государство, давая при этом определенные гарантии под эту продукцию. Тот факт, что в России появился центр компетенций в сфере халяль при органе власти, говорит о том, что государство заинтересовано в развитии такой продукции, ее экспорте за рубеж. Например, делегация России во главе с вице-премьером Денисом Мантуровым посетила Индонезию, где был заключен ряд соглашений. Аналогичная работа проводится и с другими странами.

— Могут ли в РФ начать поддерживать производителей халяльной продукции?

— Я вхожу в Общественный совет Министерства сельского хозяйства РФ. Сейчас с министром Оксаной Лут мы обсуждаем вопрос возможной государственной поддержки производителей халяль-продукции. Чтобы государство могло помочь тем компаниям, которые работают в данном направлении, в реализации их проектов. Поскольку они важны для проводимой государством международной работы.

В целом, работа идет. Я остановился на производстве халяль-продукции, не говоря о заведениях общепита, которые внедряют халяль-стандарты. Встречаются, конечно, перегибы. Например, бутилированная вода со знаком халяль. Но это очевидно, что на стадии становления, в которой мы сейчас находимся, возможны различные шероховатости. Но взятый курс видится очень выверенным с точки зрения богословского, научного и государственного подходов.

Межрелигиозный центр в Москве и стратегия исламского образования

—  На какой стадии находится строительство межрелигиозного центра в Москве в Коммунарке?

— Проект очень важный. Его поддержал президент страны и правительство Москвы. Это уникальный в своем роде проект – на живописной территории в Москве будут представлены православный храм (его строительство одобрил Патриарх Всея Руси Кирилл), иудейский центр, где среди прочего будут работать с молодежью. Здание буддистского центра будет в форме лотоса, в техническое обоснование проекта заложены образовательный, медицинский кластер и так далее. Исламский центр будет включать мечеть, которой решено присвоить имя первого российского муфтия Мухаммеджана Хусаинова, и еще несколько объектов. Сейчас на территории установлено модульное здание, площадью 400 кв. м, в котором в прошлом году, например, состоялось праздничное богослужение, Курбан-байрам, в этом году мы тоже готовимся к его празднованию.

На сегодняшний день Московский архитектурный институт (Государственная академия) разрабатывает проекты центров для каждой из конфессий, ведутся согласовательные процедуры. Не исключено, что в конце текущего года на площадке начнутся определенные строительные работы, сейчас идет подготовка. Уже сейчас представители татарстанского бизнеса выражают готовность принять участие в этом проекте, первые суммы пожертвований уже начали поступать.

А в середине июня мы хотим провести на данной территории семейный фестиваль под названием «Сабантуй дружбы народов».

— Оказывают ли содействие Татарстан и Духовное управление мусульман республики в реализации данного проекта?

— Мы регулярно встречаемся с раисом Татарстана Рустамом Миннихановым, который уделяет большое внимание работе общественных и религиозных институтов и, будучи главой группы стратегического видения «Россия – исламский мир», является своего рода послом нашей страны в этих странах. Да и внутри РФ позиция Татарстана способствует укреплению взаимоотношений между разными народами, представителями различных конфессий.

Кроме того, на самой ранней стадии проекта межрелигиозного центра мы обсуждали его с государственным советником РТ Минтимером Шаймиевым, который стал духовным вдохновителем данного проекта. С Рустамом Нургалиевичем мы уже обсуждаем конкретные детали реализации проекта, поскольку инициаторами стали и Духовное собрание мусульман России, и татарские наши общины. В целом мусульманская жизнь Москвы и других регионов плотно связана с Татарстаном, и мы дорожим этими связями и контактами.

— Есть ли у Духовного собрания мусульман России и Духовного управления мусульман Татарстана совместные проекты и планируется ли к запуску что-то новое?

— С Духовном управлением мусульман Татарстана у нас выстроены близкие и добрые взаимоотношения, с муфтием РТ Камилем хазратом мы друзья, мы уважаем его глубокие познания в исламе, он искренний религиозный деятель.

У нас есть как международные совместные проекты, так и внутрироссийские. Например, с ДУМ РТ, а также Болгарской исламской академией, ректором Российского исламского университета Рафиком Мухаметшовичем, председателем Совета по исламскому образованию обсуждаем большой документ – стратегию исламского образования до 2037 года. Сейчас мы вносим в него последние дополнения и корректировки. Например, в ней будут разделы, посвященные воспитательной работе, взаимодействию с молодежью, отражена тема цифровизации – очень большое количество современных важных тем.

Вообще, в силу разворота международной политики страны в сторону Ближнего Востока история дала мусульманам большой шанс. Поэтому нам нельзя подвести, нужно выстроить серьезную работу.

— В мае Казань примет 16-й форум «Россия – исламский мир: KazanForum», в котором вы принимаете участие. На ваш взгляд, какие из заявленных к обсуждению тем являются ключевыми?

— Эта площадка работает на благополучие и развитие всей страны. Форум дает уникальную возможность встречи с высокопоставленными зарубежными представителями. В этом году пленарное заседание будет посвящено теме цифровизации. Это очень важная тема для всех стран, так как она касается цифровой, информационной безопасности. Здесь России есть, чем поделиться, проектов в данной сфере в нашей стране много.

Кроме того, по предложению министерства строительства РФ, под патронатом министра Ирека Файзуллина и вице-премьера РФ Марата Хуснуллина будут подняты вопросы строительного бизнеса. В частности, очень широко планирует представить свои строительные материалы Узбекистан, которые можно будет приобретать по выгодным ценам.

Запланирована сессия по урбанистике, в частности Духовное собрание мусульман России проведет совместно с Московской академией архитектуры сессию, посвященную строительству объектов в исламском стиле. Ожидается, что в наших мероприятиях будут участвовать делегаты из африканских стран, Малайзии, Балканского полуострова и других.

Источник и фото: https://rt.rbc.ru/tatarstan/interview/28/04/2025/680e71449a79475fee15cc13 

Хадж является религиозной обязанностью только для тех мусульман, которые обладают необходимыми финансовыми и физическими возможностями для его совершения, заявил председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР), член Общественной палаты России муфтий Альбир Крганов.

Муфтий Крганов подчеркнул, что если у человека нет достаточных средств для совершения хаджа, это не является для него обязательным. Он добавил, что в таком случае пятничный намаз и другие благие дела могут стать духовным эквивалентом паломничества. передает РИА «Новости».

Он также призвал верующих не брать на себя непосильные финансовые обязательства ради хаджа.

Хадж является одним из пяти столпов ислама, который, согласно исламским традициям, раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. В этом году паломничество пройдет в начале июня в Саудовской Аравии в городах Мекка и Медина.

Источник: https://vz.ru/news/2025/2/8/1313674.html 

Члены президиума Духовного собрания мусульман России (ДСМР) на заседании в Москве утвердили нового муфтия Чувашской Республики, им стал Ильяс хазрат Сафиянов, ранее занимавший должность заместителя муфтия Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Чувашской Республики (ДУМ ЧР). Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ДСМР.

"В Москве состоялось заседание президиума Духовного собрания мусульман России в формате видеоконференции. В завершении заседания члены президиума ДСМР своим решением утвердили Ильяса хазрата Сафиянова в высоком духовном сане, в должности муфтия Чувашской Республики и пожелали дальнейших успехов", - говорится в сообщении.

С 1994 года должность муфтия Чувашской Республики занимал Альбир хазрат Крганов, одновременно занимая пост муфтия Москвы и главы Духовного собрания мусульман России. В декабре 2024 года, в связи со значительным ростом объема духовной и административной работы, он обратился к участникам съезда Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Чувашской Республики с просьбой рассмотреть вопрос об освобождении его от обязанностей муфтия ДУМ ЧР.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/23089463

Духовное собрание мусульман России (ДСМР) работают над проектом стратегии развития отечественного исламского образования в современной России на период до 2037 года. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ДСМР по итогам заседания, которое состоялось в Москве в формате видеоконференции.

"В настоящее время ведется серьезная работа над проектом стратегии развития отечественного исламского образования в современной России на период до 2037 года. Это концептуальный документ стратегического планирования, который определяет цели, задачи, принципы и основные перспективные направления развития отечественного исламского религиозного образования в России, а также ожидаемые результаты развития системы исламского образования на период до 2037 года", - говорится в сообщении.

Отмечается, что этот документ будет отражать потребности, интересы и позицию мусульманского сообщества по вопросам исламского образования в РФ.

Кроме того, в рамках заседания было предложено внедрить институт духовного наставничества, который позволит передавать опыт старших поколений молодым специалистам. Как пояснили в пресс-службе, это обеспечит преемственность в региональных структурах ДСМР и поможет удержать талантливых кадров в мусульманских организациях. "Время летит быстро, и мы должны думать о том, кому передадим накопленный опыт и знания. Нужно готовить людей, которые смогут продолжить наше дело и сохранить исламские традиции для будущих поколений", - добавил глава ДСМР Альбир Крганов, слова которого приводит пресс-служба. 

Источник: https://tass.ru/obschestvo/23089433

 

Во время заседания Президиума Духовного собрания мусульман России был избран новый муфтий Чувашской Республики — им стал Ильяс хазрат Сафиянов. Об этом сообщает пресс-служба Духовного собрания мусульман России.

В самом высоком духовном сане Ильяс хазрат Сафиянов сменил в должности муфтия Альбира хазрата Крганова.

23 декабря 2024 года Альбир Крганов на съезде регионального духовного управления обратился к делегатам с просьбой рассмотреть вопрос об освобождении его от обязанностей муфтия.

Артём Дергунов

Источник:https://www.kommersant.ru/doc/7495667 

Глава Духовного собрания мусульман России (ДСМР), член Общественной палаты РФ муфтий Альбир Крганов сказал в интервью РИА Новости, что часть противников строительства межрелигиозного центра в Коммунарке связана с украинскими спецслужбами.
Ранее сообщалось, что Межрелигиозный центр четырех традиционных конфессий в Коммунарке займет 6 гектаров, и его целью будет объединение традиционных религий России на одной территории. "Идеологические центры, которые ведут информационную войну с нами извне, особенно с Украины, активно следят за такими вопросами, пытаясь добавить масло в огонь. Это видно, даже по ряду Telegram-каналов, выступающих зачинщиками против строительства межрелигиозного центра в Москве, часть которых связана с украинскими группами влияния и ЦИПСО", – сказал муфтий РИА Новости, отвечая на вопрос, как к строительству относятся местные жители. 
Духовное собрание мусульман России и Московский муфтият работают над адаптацией мигрантов, добавил он, отметив важность просветительской работы в обществе над искоренением экстремизма, национализма и неонацизма.
"Существует много проблем и вопросов в этой теме, но мы исходим из того, что миграционная политика не должна реализовываться в ущерб коренным гражданам нашей страны. При всем нашем уважении, если к нам приезжают гости, они должны уважать наши традиции, наш быт, наш порядок, который тут установлен. Ведь мы не устанавливаем у них наши порядки. То есть это как бы обязательно в приоритете. И данный Межрелигиозный центр, я бы хотел акцентировать внимание, в первую очередь, строится для коренных мусульман нашей страны", – заключил он. 
Крганов добавил, что в планирующемся Межрелигиозном центре четырех традиционных конфессий в Коммунарке будет общежитие для студентов духовных учебных заведений, а также медицинский центр.
 
"Концепция межрелигиозного центра согласована уже давно и изменений в ней нет. Обсуждаются разные варианты конфигурации площади: у кого-то из религиозных организаций два здания, кто-то объединил в одно. По функционалу это будет несколько объектов, включая образовательный кластер и кластер, посвященный медицине, в том числе реабилитации военнослужащих СВО и женской консультации. Планируется общежитие для студентов, что актуально из-за высокой стоимости аренды жилья в Москве, с которой сталкиваются студенты религиозных заведений", – сказал муфтий РИА Новости. 
Он отметил, что в комплексе запланирована также постройка Центра исламской мысли.
"Будет Центр исламской мысли, который объединит выставочные пространства для знакомства горожан с большой и уникальной историей российского ислама. Запланирован небольшой гостевой дом для технического и административного функционала в рамках проекта", – добавил Крганов.Ё

Источник: https://ria.ru/20250205/ukraina-1997431015.html 

Глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ,  муфтий Москвы Альбир хазрат  Крганов ответил на вопросы РИА Новости о строительстве в Москве мечетей и межрелигиозного духовного центра, работе мусульманских организаций над адаптацией мигрантов и предотвращением межэтнических и межрелигиозных конфликтов и о том, может ли женщина получить исламское образование.

– Альбир хазрат, как развивается строительство межрелигиозного центра в московской Коммунарке? Сколько осталось строить комплекс? Какими деталями проекта вы уже можете поделиться?

– На сегодняшний день религиозным организациям выделены земельные участки. Согласно российской традиции, наши мусульмане и, например, буддисты готовят там строительные площадки. Мы видим: когда строятся храмы, мечети или синагоги, строительство начинается с небольшого домика, куда могут приходить верующие, чтобы знакомиться с проектом. По такому известному алгоритму идем и мы. Установлено модульное помещение временного характера, где можно ознакомиться с общим проектом и принимать людей, интересующихся данным проектом. Строительные работы пока не ведутся, территории огорожены. Мы благодарим органы власти за подведение дороги, которая не только ведет к межрелигиозному центру, но и удобна для горожан, отдыхающих у пруда. Подключено освещение. Сейчас идет подготовительная работа по согласованию всех направлений проекта.

Концепция межрелигиозного центра согласована уже давно, и изменений в ней нет. Обсуждаются разные варианты конфигурации площади: у кого-то из религиозных организаций два здания, кто-то объединил в одно. По функционалу это будет несколько объектов, включая образовательный кластер и кластер, посвященный медицине, в том числе реабилитации военнослужащих СВО и женской консультации. Планируется общежитие для студентов, что актуально из-за высокой стоимости аренды жилья в Москве, с которой сталкиваются студенты религиозных заведений. Также будет Центр исламской мысли, который объединит выставочные пространства для знакомства горожан с большой и уникальной историей российского ислама. Запланирован небольшой гостевой дом для технического и административного функционала в рамках проекта.

 – На каких стадиях готовности другие элементы комплекса – православный, буддийский, иудейский? Известны ли уже их названия, и кто будет в них настоятельствовать?

– Еще в ноябре, во время встречи с его святейшеством патриархом Московским и всея Руси Кириллом, были представлены эскизы и проекты межрелигиозного центра, включая православный храм, которые тщательно разрабатывались МАРХИ. Буддийская организация уже установила временное помещение на территории и принимает там верующих буддистов, собираясь по выходным и буддийским праздникам. Подготовка их проекта находится в более активной стадии, и они работают над реализацией строительства. Иудейская организация также урегулировала некоторые рабочие вопросы и ведет работу на уровне документации с правительством Москвы.

 – Как к строительству относятся местные жители? Как, на ваш взгляд, нужно выбирать в Москве месте для строительства будущих мечетей, и нужно ли находиться в контакте с Московской епархией РПЦ, чтобы снимать конфликты?

– Откровенно говоря, в крупных мегаполисах возникают вопросы со строительством, и это касается не только храмов неправославных религий, но и самих православных храмов. Вспомним ситуацию в Екатеринбурге, которая была использована определенными силами против РПЦ. Подобные истории встречаются по всей стране, в разных городах и регионах. Москва, как большой город, – не исключение, и здесь возникают вопросы. Необходимо учитывать, что идеологические центры, которые ведут информационную войну с нами извне, особенно из Украины, активно следят за такими вопросами, пытаясь добавить масло в огонь. Это видно, даже по ряду телеграм-каналов, выступающих зачинщиками против строительства межрелигиозного центра в Москве, часть которых связана с украинскими группами влияния и ЦИПСО. К сожалению, люди иногда поддаются провокациям, но разъяснительная работа необходима, и она ведется. Ни в коем случае нельзя допускать поляризации российского общества, особенно сегодня. Мы должны быть едины, стоя плечом к плечу, отстаивать и защищать наши общие единые интересы – интересы нашей Родины.

Сегодня всем необходима «холодная голова», сдержанность, умеренность и рассудительность в своих высказываниях и действиях. Мы объясняем людям, что многие из возникших вопросов не соответствуют действительности, и это важно доводить вовремя. У нас сложились добрые взаимоотношения с Русской православной церковью, ее структурами на местах, батюшками и благочинными, а также национальными организациями. Это большая кропотливая работа, которую мы продолжаем.

Большинство православных и русских людей также обращаются к властям и РПЦ, высказывая мнение, что в межрелигиозном центре должен быть православный храм. Это верное и поддерживаемое нами изначально решение. В преамбуле закона о свободе совести и религиозных организациях указано, что в России традиционными религиями считаются православие, ислам, иудаизм и буддизм, и в рамках данного проекта они должны быть представлены.

 – К этому вопросу примыкает тема соотношения коренных мусульман и мигрантов. Как различаются их менталитеты, ведь в большей части мигранты – это уже люди, у которых нет советского опыта жизни в одной стране с россиянами?

– Вынужден согласиться, что после распада Советского Союза, который был инициирован подписанием документа в Беловежской пуще, произошла существенная ломка того, что мы строили вместе, развивая социализм и имея единые представления о государственности. Последние 30 лет доминировала идеология национальных государств, как в странах бывшего Союза, так и у нас. Это важно учитывать, ведь сегодняшняя молодежь, воспитанная за эти годы, уже не те, кто учился по единым учебникам и жил в едином идеологическом пространстве. Вместо этого мы видели формирование других идеалов и превосходств одних над другими, когда во времена СССР все было ясно и понятно для всех. И с проявлениями этой работы, включая усилия недружественных стран по отношению к России, в странах бывшего Советского Союза были заложены зерна недоверия, которые до сих пор оказывают влияние.

В этих условиях Духовное собрание мусульман России и Московский муфтият работают над адаптацией мигрантов. Существует много проблем и вопросов в этой теме, но мы исходим из того, что миграционная политика не должна реализовываться в ущерб коренным гражданам нашей страны. При всем нашем уважении, если к нам приезжают гости, они должны уважать наши традиции, наш быт, наш порядок, который тут установлен. Ведь мы не устанавливаем у них наши порядки. То есть это как бы обязательно в приоритете. И данный Межрелигиозный центр, я бы хотел акцентировать внимание, в первую очередь, строится для коренных мусульман нашей страны.

Перед нами стоят общие социальные проблемы, такие как вопросы абортов и разводов, которые касаются не только определенной части общества, но и мусульман. Нам необходимо работать с нашими мусульманами из разных регионов страны: КавказаПоволжья, Сибири, с татарами и башкирами, которые на протяжении многих веков проживают в нашей стране. Это наша обязанность перед Богом и уставная задача в окормлении граждан нашей страны, которая включает в себя и большую социальную работу, которая заложена в рамках проекта в Коммунарке.

Мы неоднократно подчеркивали, что необходимо разделять мигрантов (откуда бы они ни были) и коренных жителей, граждан нашей страны в том числе в вопросах, касающихся ислама. Коренные жители, присутствовавшие с первых дней создания нашего государства, всегда играли важную роль, и память об этом важна. Если вспомнить историю, мы можем даже найти татарские фамилии, которые подписывали воззвание к Романовым, чтобы они пришли к власти в те времена. Мы здесь присутствуем всю жизнь, и это такая же наша земля и наша родная страна, другой у нас нет.

 – Какие у ДСМР есть нововведения и методы работы с приезжими, и в чем они нуждаются в духовном отношении?

– Очень важна просветительская работа по профилактике экстремизма, национализма, неонацизма, как это мы видели, например, в Украине. Кто-то пытается возродить неоязычество и другие аспекты в идеологическом плане. Слово Божие, слово священных книг Корана и Сунны Пророка нужно доводить в доверительном ключе, разъясняя основы веры. Также важно рассказывать об истории государственно-исламских и христианско-мусульманских отношений в России. Эти примеры часто неизвестны или не изучаются, поэтому мы активно занимаемся их распространением среди граждан, приезжающих к нам. В наших мечетях и учебных заведениях проводится активная разъяснительная работа.

Также несколько лет у нас работает Центр правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов Росмигрант при Духовном собрании мусульман России, выполняя большую работу в этом направлении. В многих регионах страны её деятельность отмечена благодарностями общественных и государственных институтов. Мы видим, пусть скромную и небольшую, но очень важную долю нашего соучастия в сохранении мира, стабильности и взаимопонимания между народами в нашей стране.

 – Как вы относитесь к проектам законов о контроле за знанием русского языка у приезжих всех возрастов?

– Любой культурный человек стремится к знаниям, и религия поддерживает это. Пророк Мухаммад говорил, что человек, владеющий языком, знает культуру народа. Хотя это не прямой перевод, смысл сохраняется. Для тех, кто приезжает к нам, знание русского языка обязательно. Любая страна требует знания государственного языка для того, чтобы социально ориентироваться, адаптироваться и решать возникающие вопросы. Это также важно и для воспитания своих детей, чтобы они могли адаптироваться в новом пространстве. Изучение русского языка приветствуется как в странах исхода, так и здесь, в России. Детей мигрантов также надо обучать русскому языку, сохраняя наши национальные традиции.

В России проживает почти 200 народов, которые говорят на своих национальных языках, при этом общий русский язык нас объединяет. Мы все прекрасно говорим на русском языке и знаем свои национальные языки. Мы не видим в этом проблемы. Знание русского языка обогащает нас всех, и именно поэтому приезжие также должны его изучать, начиная еще в своей стране.

 – Расскажите об образовательных усилиях ДСМР, о Школе исламского блогера. Работает ли она, как в ней учат, и на кого она направлена?

– Образование – это основа современного и нашего будущего ислама. Уделяется внимание школам при мечетях в нашей структуре. Муфтияты-партнеры проводят большую работу, особенно в Дагестане, Крыму, Севастополе, Башкирии, Республике Татарстан. Они выпускают большое количество студентов. В Чувашии есть медресе Гулистан. В Новосибирске строится крупное учебное заведение для Сибирского региона, в Кемерово и других регионах также эта работа не прекращается. Мы фокусируемся не только на богословии и теологии, но и на истории российского ислама. Это важное направление. Современные подходы к работе с молодежью также важны: это обучающие короткие уроки, записываемые нашими имамами, и Школа исламского блогера, реализованная в рамках проектов ДСМР в этом году.

Школа исламского блогера – уникальный проект в своем роде, где специалисты обучают начинающих блогеров, как правильно оформлять контент с точки зрения ислама, не допуская ошибок в формулировках и определениях, как подать информацию так, чтобы не задеть чувств верующих людей. Ребята учатся создавать и развивать блоги, вести съемку, записывать подкасты и работать со звуком и светом, применять правильно новые технологии искусственного интеллекта и многое другое.

Это все очень важные и уязвимые национальные и религиозные темы, к которым люди относятся трепетно. Поэтому необходимо обучать людей, включая блогеров и журналистов, чтобы они случайно, по незнанию, не оскорбили чувства миллионов верующих. В современных условиях это очень опасно, так как может быть моментально использовано против нас.

В рамках Московского муфтията идет работа и по исламскому институту. Были определенные вопросы по лицензированию, но подготовительные курсы уже идут, и люди приходят, идет обучение в рамках нашего ВУЗа. Если говорить о планах, то 2025 год у нас – год исламского образования в России. Запланировано много интересных мероприятий и проектов в этом направлении, посвященных изучению религии, истории, традициям, культуры и прочее.

– Может ли сейчас девушка или женщина научиться блогерству? И, в свою очередь, женщина – получить богословское образование в учебных заведениях ДСМР и приобрести необходимые квалификации, чтобы приступить к защите кандидатской в области исламской теологии? Как вы считаете, должно ли это быть возможно?

– Это обязательно должно быть возможным. Женщины составляют более половины нашего общества и, в сущности, сами являются учебным заведением, как сказано: каждая женщина подобна медресе (духовное учебное заведение в исламе – ред.), через молоко матери воспитываются дети. И поэтому мы с глубоким уважением относимся к нашим сестрам и женщинам. Пророк Мухаммад уделял этому большое внимание.

В прошедшем году мы провели масштабный фестиваль «Остабике — хранительница традиций», чтобы напомнить обществу о высокой роли женщины. И конечно, среди женщин должны быть блогеры и журналисты, а также развитые и знающие специалисты в разных направлениях, чтобы помогать мусульманкам в реализации их гражданских и религиозных прав. А если кто-то из женщин желает защитить диссертацию или получить более высокий статус, мы открыты и готовы помочь нашим сестрам.

– Как, на ваш взгляд, духовенство должно говорить о многоженстве и защищать положение женщин в связанных с ним ситуациях?

– Я бы отметил важный момент, о котором часто не говорят в публичном пространстве: о роли мужчин и их ответственности. Сегодня половая распущенность начинается у детей очень рано, и это большая проблема. Также существует проблема отношений, которые нигде не зарегистрированы. Каждый мужчина должен задуматься об этом, так как это большая моральная ответственность. Этот мужчина, возможно, и не знает, что где-то у него в очень тяжелом положении может находиться его ребенок. А это вернется таким негативным бумерангом и, как говорит современная молодежь, очень сильно повлияет на его «карму».

Люди, задумывающиеся сразу об ответственности, заслуживают уважения. Важно помнить и об ответственности за семью. Это должно быть объяснено и разъяснено людям.

Надо также учитывать и проблему абортов. В исламе есть на эту тему разъяснение: о легком отношении к другим девушкам. Предлагается вспомнить, что у этого человека есть дочери, сестры и матери. Хотел бы ты, чтобы кто-то относился к ним так же легкомысленно? Это вопрос духовных устоев нашего общества, и он связан с высоким уровнем разводов из-за легковесного отношения к созданию семьи. Это тоже очень большой вопрос. Всегда нужно помнить, что первая семья была создана в раю, и это свято.

– Должен ли существовать единый и признанный всеми духовными управлениями орган, выносящий фетвы?

– У нас единая страна, и логично, что Российская Федерация имеет единую законодательную базу, Конституцию и федеральные законы для всех 89 субъектов. Это относится, в принципе, как кияс (принцип аналогии, один из основных в исламском праве наряду с Кораном, Сунной и консенсусом авторитетных богословов – ред.), что мы смотрим на аналогию. Поэтому не может быть отдельных фетв для разных регионов, они должны быть едиными для всей страны. Это вопрос будущего, но о нем необходимо задумываться уже сейчас.

Для мусульман в России, согласно Священному Корану и Сунне Пророка, фетвы должны быть адаптированы к условиям российских мусульман. Российские религиозные организации не должны пытаться тянуть одеяло на себя в этом вопросе. Это неправильно с точки зрения того, где мы находимся. Здесь важно уйти от своих каких-то структурных амбиций. Должно быть общее понимание в данном вопросе.

Мне кажется, что правильным было бы создание органа по подготовке фетв при Болгарской исламской академии, так как это единственная академия в стране, занимающаяся богословскими религиозными вопросами. Это высший ВУЗ в иерархии наших учебных заведений. Будет логично, если при ней создадут такой совет, куда другие централизованные организации смогут направить своих представителей.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

Источник: https://ria.ru/20250205/krganov-1997401884.html

Глава Духовного собрания мусульман России (ДСМР), член Общественной палаты РФ муфтий Альбир Крганов сказал в интервью РИА Новости, что считает обязательным для мигрантов знание русского языка.
"Для тех, кто приезжает к нам, знание русского языка обязательно. Любая страна требует знания государственного языка для того, чтобы социально ориентироваться, адаптироваться и решать возникающие вопросы. Это также важно и для воспитания своих детей, чтобы они могли адаптироваться в новом пространстве. Изучение русского языка приветствуется как в странах исхода, так и здесь, в России. Детей мигрантов также надо обучать русскому языку, сохраняя наши национальные традиции", – сказал муфтий.
Знание русского языка обогащает всех, и именно поэтому приезжие также должны его изучать, начиная ещё в своей стране, заключил он.

Источник: https://ria.ru/20250205/muftij-1997429756.html

Квота на хадж для духовного управления мусульман в Татарстане в 2025 году составит 1,8 тыс. человек. Об этом сообщает пресс-служба ДУМ республики.

Всего для России в предстоящий сезон хаджа выделили 25 тыс. мест для представителей духовных управлений мусульман, которые дадут аккредитованным хадж-операторам поручение по организации паломничества.

«В Саудовской Аравии считают, что у нас официально 20 миллионов мусульман, и на каждый миллион выделяется тысяча человек. Однако, на протяжении нескольких лет хадж-миссия, организованная в рамках Совета Федерации, по просьбе мусульманских организаций достигала договоренности о дополнении квоты еще на 5000 человек, так как желающих совершить хадж больше. Мы надеемся, что и в этом году эта дополнительная квота будет одобрена», — отметил муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России Альбир хазрат Крганов.

В июне 2024 года в хадж в Саудовскую Аравию отправилось 1,4 тыс. татарстанцев.

Дарья Сайфиева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/7468663 

Страница 1 из 9

Резиденция ЦРО Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”
109044 г. Москва, м. Пролетарская, 1-й Крутицкий переулок д. 5/2
Тел. +7 (495) 626-63-09
E-mail: gulistan-60@mail.ru

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.